№ 17 (2461). Октябрь 2008




Свежий номер
Содержание
архивного номера
Архив
Поиск по рубрике
Старый сайт газеты







  Родом из "Ленинца"  


Борис Афроимович Львович

Окончил физфак КГУ и Театральное училище им. Б.Щукина при Государственном академическом театре им. Е.Вахтангова в 1975 году. Сегодня он актер, режиссер, литератор, бард. Заслуженный артист РФ, художественный руководитель и бессменный автор капустников ансамбля «Генофонд» Гильдии актеров кино России. Автор книги закулисных баек «Актерская курилка», постоянно дополняемой и переиздаваемой. Живет в Москве. Как актер выступает с историями, якобы рассказанными в актерской курилке. Много снимается на ТВ, самая известная программа - «В нашу гавань заходили корабли».

Фото Екатерины Малофеевой


В ТЕАТРЕ ОДНОГО АКТЕРА


Крутится колесико у меня в груди…
Крутится колесико у меня в груди -
Это горю горестно у меня в груди,
Это счастью радостно
У меня в груди, у меня в груди, у меня в груди...


Наша первая встреча произошла в октябре прошлого года. Совершенно неожиданно дрогнуло каменное сердце ленинградской кассирши - и, оглянувшись на осаждавшую толпу театралов, она прошептала мне на ухо тоном пушкинской графини, сообщающей Герману три заветные карты: «Есть Шагинян. Сегодня. Центральный лекторий, девятнадцать тридцать».

А потом два с половиной часа я сидел в переполненном зале - улыбался и грустил, хохотал и от сильного впечатления затаивал дыхание. И люди вокруг меня тоже улыбались, замирали и грустили... Их чувствами безраздельно управлял со сцены невысокий человек с необыкновенно выразительным лицом - Анатолий Шагинян.

Пять морей и два океана прошел на корабле юнга Шагинян. Потом - актерский факультет Ленинградского театрального института, ТЮЗ, два года в Ленинградском Малом театре и потом, так уж получилось, два года практически ничего, кроме редких телепередач и постоянной работы над собой. Результатом этой кропотливой работы явился поэтический спектакль «Баллады, стихи и памфлеты Бертольда Брехта». Успех превзошел все ожидания: жюри Всесоюзного конкурса артистов-чтецов поздравило Анатолия с высоким званием лауреата. А вскоре к нему пришел Ленконцерт и предложил постоянное содружество.

Шагинян - это театр, где един в трех лицах сценарист, режиссер и исполнитель. «Толя,- спрашиваю,- а почему бы тебе не работать с каким-то режиссером?» Быстрый взгляд из-под густых бровей - и сразу же ответ: видно, не впервой: «Пробовал - не выходит». (Иного я и не ждал: актеры с такой яркой индивидуальностью чаще всего с режиссером не срабатываются). И, немного помолчав: «Хорошо, когда актер сам умеет книжки читать...»
Читать ему в самом деле приходится много - в его репертуаре сейчас Моравиа, Брехт, Хьюз, Превер, Хикмет, Ашкенази, Уитмен, Сароян... Сложнейшие произведения, требующие скрупулезного анализа. «Поэзия для артиста,- говорит Шагинян, - только материал, из которого он делает спектакль, используя для этой цели все имеющиеся у него выразительные средства» (не лишне заметить, что «боезапасу» его средств откровенно завидуют многие коллеги).

На сцене Анатолий постоянно в движении (телом он владеет блестяще); кажется, что в его груди и в самом деле крутится какое-то неутомимое колесико. А руки, руки... Вот они горестно сжаты, сплетены, вот раскинуты в танце... Вскинуты протестующе кулаки - и вновь вьются вокруг шеи любимой. Шляпа в его руках вдруг становится гитарой, оцинкованный котелок - каской и барабаном... Все это с отличающей Шагиняна предельной актерской точностью: ни одного жеста зря, ни одного приема ради приема! И поэтому так безотказно срабатывает главное его оружие - замечательное сценическое обаяние.

На глазах у зрителей под звуки гитары рождается поэма о человеке, его больших и маленьких радостях, горестях, удачах и ошибках. Когда я спросил Анатолия, отчего он привез в наш город такие маленькие фрагменты спектакля - всего сорок минут, он вполне серьезно ответил: что это пока «разведка боем». Но казанцы ему очень понравились, и в следующем сезоне он непременно будет здесь снова и уж привезет спектакль целиком. И я заранее радуюсь за тех, кто увидит исполненное мягкого армянского колорита сарояновское «Путешествие в Ханфорт» или резко контрастный рассказ Моравиа «Жизнь - это танец»... А может быть, это будет давняя мечта артиста - композиция по роману Г.Белля «Глазами клоуна» - или четыре новеллы советских писателей, над которыми сейчас работает Шагинян...

Замечательный советский актер Владимир Яхонтов широко открыл двери в театр одного актера, но многие, пытавшиеся войти туда вслед за ним, застряли на пороге. Думается, что Анатолий Шагинян перешагнет этот порог, каждая новая встреча с этим актером станет для всех любителей искусства большой радостью.

Б. Львович
«Ленинец», 2 июня 1969 года



  Советы бывалых  


Семь способов понравиться преподавателю

Думаю, не надо доказывать, что больше всего шансов получить «отлично» у студента, который искренне интересуется предметом, задает вопросы и готовится к семинарам.

Самый беспроигрышный вариант - просто быть увлеченным учебой. Если же предмет вас особо не интересует, воспользуйтесь нашими правилами поведения, и вы легко убедите преподавателя в своей любознательности.

1. Накрепко запомните имя преподавателя и обращайтесь к нему только по имени-отчеству.

4. 2. Время от времени говорите преподавателю, что именно вам понравилось в его лекциях и самой подаче материала.

3. Не пишите лекции на листочках - это производит плохое впечатление. Носите на лекции тетради, а на семинары учебники.

Никогда не спорьте по мелочам с преподавателем, не критикуйте его и не жалуйтесь на него в деканат.

5. Если вы все же отважились вступить в спор по принципиальному вопросу и вам доказали вашу неправоту, не упорствуйте зря.

6. Отвечайте на семинарах. Если вы не подготовились, то хотя бы задавайте вопросы тем, кто отвечает.

7. Выполняйте все задания в течение семестра, и у вас не будет никаких проблем.

Подготовила Луиза КАРИМОВА
Рис. А.Алешина