N 1. Февраль 2006
архив
поиск
рассылки
о газете
свежий номер
содержание
пишите нам


ПИСЬМО РЕДАКТОРА

Общеизвестно, что Россия сильна замечательными образовательными традициями, выгодно отличающими ее от других стран. Российские ученые и специалисты востребованы за рубежом прежде всего потому, что они получили хорошее образование, которого не имеют студенты зарубежных стран. Об этом говорят и преподаватели, побывавшие на стажировке за границей. Так, один профессор-химик говорил мне, что научная подготовка молодого ученого во Франции соответствует уровню знаний студента 3 курса химфака. Тем не менее, любой вуз, и Казанский университет в том числе, заинтересован в повышении качества образовательных услуг, чтобы победить в конкурентной борьбе с другими учебными заведениями и в результате повысить свой престиж в образовательном сообществе. Именно на эту задачу и нацелена предстоящая учебно-практическая конференция по вопросу организации и совершенствования учебного процесса.

Редакция «КУ» решила внести свой вклад в подготовку этой конференции и открыть на страницах газеты рубрику «Под знаком качества». Думается, этот разговор станет полезным и интересным. Каждый - преподаватель и студент - может принять в нем участие. Предлагайте свои идеи, рассказывайте о том, как на ваших факультетах добиваются повышения качества образования, какие инновационные технологии используются. Возможно, вы захотите высказать свои мысли о том, какая модель развития образования окажется наилучшей для России. Ведь в ходе таких совместных обсуждений возникают новые идеи, иногда удается сформулировать новые направления работы. Может быть, ваши предложения, дорогие читатели, смогут в чем-то изменить ситуацию и лягут в основу решений конференции, которая должна состояться летом.

Кроме того, редакция намерена запустить свой собственный проект, осуществить который нам поможет доцент кафедры социологии Лилия Егорова (кстати, это уже третья наша совместная работа! См. «КУ» №10 2004 г. и №14-15 2005 г.). Мы проведем социологический опрос среди студентов о качестве образовательных услуг в Казанском университете.

Серию публикаций газета открывает статьей начальника отдела управления качеством образования Л.Габдрахмановой. Эту же тему продолжат репортажи о круглом столе юристов и фестивале английского языка (читайте стр. 5 и 10).
Роза ИВАНОВА

ПОД ЗНАКОМ КАЧЕСТВА

В июне 1999 г. в Болонье министрами образования 29 стран Европы была подписана Декларация о создании европейского пространства для высшего образования. Осенью 2003 г. на конференции министров образования европейских стран в Берлине Россия присоединилась к Болонской декларации. Это соглашение предусматривает формирование к 2010 году на территории 40 стран Европы единого образовательного пространства, которое предполагает взаимное признание дипломов вузов стран-участниц. В рамках Болонского процесса особое внимание уделяется вопросам обеспечения качества образования. Обеспечение качества определено как фактор, способствующий сравнимости квалификаций по всей Европе. В связи с этим перед европейскими университетами стоит задача выработки общих критериев качества на основе созданной в 2000 г. по решению Европейской комиссии сети обеспечения качества в высшем образовании.
1 сентября 2004 г. приказом ректора в структуре Учебно-методического управления Казанского государственного университета был создан Отдел управления качеством образования. Основной задачей отдела является разработка и внедрение собственной внутриуниверситетской системы управления качеством научно-образовательной деятельности.

Функционирование системы управления качеством образования в университете необходимо для повышения эффективности технологии передачи знаний и эффективности восприятия составляющих педагогического процесса учащимися. Наличие такой системы позволит повысить уровень подготовки специалистов, повысить производительность и внутреннюю координацию работы вуза, будет способствовать прохождению процедур комплексной проверки университета Рособрнадзором и является необходимым условием международной аккредитации университета в рамках Болонского процесса.

В настоящее время Министерство образования и науки РФ все более пристальное внимание в рамках оценки качества образовательного процесса в вузе уделяет проверкам остаточных знаний с применением компьютерного адаптивного тестирования. В этом направлении Отделом управления качеством образования совместно с Центром тестирования КГУ ведется работа по созданию внутриуниверситетской системы проверок остаточных знаний и рубежного контроля обучающихся с применением компьютерного тестирования. Мы занимаемся подбором наиболее эффективной для использования в условиях университета компьютерной программы, предназначенной для проведения интерактивного тестирования знаний. Впоследствии планируется организовать для преподавателей университета семинары, посвященные технике создания корректных банков тестовых заданий и применению компьютерного тестирования в образовательном процессе.

Внедрение системы управления качеством образования подразумевает также подготовку и регулярное проведение процедуры внутреннего аудита качества обучения, проведение социологических исследований и опросов с целью выявления удовлетворенности преподавателей и студентов организацией научно-образовательного процесса в университете, а также целый ряд дополнительных мероприятий, планированием и подготовкой которых занимается сейчас наш отдел.
Лейла ГАБДРАХМАНОВА, начальник отдела управления качеством образования

     

© 1999-2006 Казанский государственный университет