N 2. Февраль 2007
архив
поиск
рассылки
о газете
свежий номер
содержание
пишите нам
КОГНИТИВНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И ЧЕЛОВЕК БУДУЩЕГО

Недавно гостем Казанского университета стал известный ученый, доктор психологических наук, профессор Борис Величковский. Он также является директором Института психологии Дрезденского технического университета, ведущим экспертом Комиссии Европейского Союза в области новых и зарождающихся наук и технологий, президентом-основателем и первым президентом Ассоциации когнитивных исследований.

Накануне его приезда в Казань А.Константинов, зав. отделом психологии Большой российской энциклопедии, взял интервью у Бориса Митрофановича. Мы публикуем текст в сокращении, полная версия находится на www.polit.ru.

А.К.: С чем связан Ваш визит в Казань? Что Вы можете сказать о вкладе Казанского университета в развитие когнитивной науки в России?
Б.В.: Казанский университет - один из основных центров проводящихся в России когнитивных исследований. Именно здесь в 2004 году состоялась первая в отечественной истории Международная конференция по когнитивной науке. Профессор Казанского университета В. Соловьев возглавляет Лабораторию когнитивных исследований и является исполнительным директором вновь созданной Межрегиональной ассоциации когнитивных исследований. Здесь же находится штаб-квартира этой ассоциации. Все это - достаточные основания для поездки.

Кроме того, я получил приглашение прочитать публичную лекцию о когнитивной науке, что является для меня большой честью. Дело в том, что основные научные дисциплины, входящие в когнитивную науку, очень многим обязаны Казанскому университету. Здесь возникла первая отечественная школа научной лингвистики, первая в стране психологическая лаборатория. Работы великого математика Н.Лобачевского по неевклидовой геометрии начинают использоваться в когнитивных технических системах хранения больших массивов знаний. Наконец, Казань - родной город моего учителя, основателя когнитивной нейропсихологии А.Лурия.

А.К.: Какие центральные проблемы сейчас стоят перед когнитивной наукой - наукой о познании. Где главные точки роста?
Б.В.: Это сложный вопрос, на который я не смогу дать полного ответа. Безусловно, усилия когнитивного сообщества сосредоточены в настоящее время, прежде всего, на дальнейшем совершенствовании методов нейровизуализации. Этим занимаются все, и уже, кажется, дипломную работу нельзя сделать сегодня в приличном университете без применения функционального магнитного резонанса (fMRI), позволяющего с высокой точностью определить, какие структуры мозга участвуют в решении той или иной задачи. Несколько в тени остаются вопросы концептуального плана, но именно они выступят на первый план, когда будет накоплено достаточное количество надежных данных.

К числу актуальных и потенциальных точек роста, как мне кажется, относится исследование когнитивно-аффективных процессов, взаимодействия речи и мышления, общей эволюционной архитектуры познавательных процессов, сознания и механизмов принятия произвольных решений, моральных эвристик, творческого воображения, генетических, нейрогуморальных и социокультурных механизмов индивидуального развития.

А.К.: Когнитивная наука имеет множество прикладных аспектов. Совершается ли когнитивная революция в технологиях?
Б.В.: Это тоже вопрос на несколько десятков миллиардов долларов. Одна из таких технологий, появление которой, похоже, осталось практически незамеченным российскими коллегами, - это технология виртуальной реальности. Ведь виртуальная реальность со всеми ее модификациями представляет собой не что иное, как технологию управления процессами восприятия (перцептивными иллюзиями) человека. Уже сейчас это стремительно растущая отрасль промышленности, речь идет о практическом использовании знаний о самом нижнем сегменте когнитивных механизмов.

Значительно более мощным будет эффект от внедрения знаний об организации опыта человека и о целенаправленном использовании этого опыта при решении тех или иных задач. Примером нового поколения собственно когнитивных технологий может служить система адаптивной поддержки человека в динамически меняющихся технических средах. Скажем, так называемые «системы-ассистенты» не только препятствуют в дорожном движении опасному приближению к впереди идущему автомобилю, но и способны временно отключить себя, если, по их мнению, у водителя возникло намерение обгона. Каждая покупка или даже просто запрос книги в интернет-магазинах позволяет определить индивидуальный профиль знаний и интересов пользователя и под этим углом зрения значительно более эффективно организовать процессы взаимодействия с ним.

А.К.: Фантасты уже, кажется, убедили всех, что в будущем мы превратимся в кибер-людей или что-то в этом роде. Насколько, по-Вашему, близки к реальности фантастические прогнозы о кибернетических расширениях мозга, например об искусственных органах чувств, памяти, «улучшителе» интеллекта?
Б.В.: А что здесь, собственно говоря, фантастического? Homo sapience всегда структурировал свое окружение, используя его как «расширение» мозга. Всевозможные зарубки, узелки и прочие «записки на манжетах», столь восхищавшие Вундта, Дюркгейма, Жане, Бартлетта, Выготского и Леонтьева, составляют материальную основу человеческой культуры, становящейся все более кибернетической, опирающейся на вычислительные возможности компьютеров. Единственное, что будет происходить в дальнейшем, это возникновение принципиально новых видов интерфейсов.

В начале 1990-х годов я участвовал в разработке систем управления компьютером с помощью взгляда (интерфейс «глаз - мышка»). В настоящее время около 400 пользователей во всем мире используют такие системы для эффективной коммуникации, причем, как правило, это люди с тяжелейшими расстройствами речи и моторики. Это прекрасный пример расширения функциональных возможностей мозга за счет когнитивных технологий. Но ничего фантастического, повторяю, в этом нет.

А.К.:А возможно ли будет сделать видимым мир воображения человека, например записывать сновидения?
Б.В.: Да, глубоко субъективный мир восприятия и отчасти воображения можно будет сделать видимым. Комиссия Евросоюза финансирует проект 8 ведущих университетов ЕС под названием PERCEPT (Perceptu-al Consciousness: Explication and Testing), который посвящен решению этой задачи. Как руководитель данного проекта я надеюсь, что подобная визуализация части нашего субъективного опыта станет возможной еще до окончания текущего десятилетия.

     

© 1999-2006 Казанский государственнй университет