N 1. Февраль 2008
архив
поиск
рассылки
о газете
свежий номер
содержание
пишите нам
МОЖНО ЛИ ГАРАНТИРОВАТЬ КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ?

Присоединение России к Болонскому процессу вызвало множество вопросов у преподавателей и студентов университета. В связи с этим мы начали серию публикаций (№№ 11,15 - 17 «КУ») об изменениях в системе высшего образования. Сегодня мы попросили высказать свое отношение к происходящим преобразованиям зав.кафедрой педагогики факультета психологии КГУ, профессора, академика РАО, доктора педагогических наук Валентина Андреева.

Во всем мире идет процесс унификации систем образования с целью создания единого образовательного пространства. На Ваш взгляд, так ли уж нужна нам эта унификация и к чему она может привести?
- Почему-то Болонский процесс мы начали не с того конца. Конечно, мы должны интегрироваться в мировое образовательное пространство, но в основу должно быть положено качество образования, а не только «уровни»: два или три… Если мы зациклимся на уровнях, то вряд ли получим представление о качестве, которое нужно для ХХI века.

- Образование ХХI века, какое оно?
- Чтобы оно соответствовало требованиям времени, нужны инновации, новые подходы, новые учебники. Инновация в высшей школе должна идти по пути изменения концепции образования. Еще в 1990 году мною был сформулирован закон гарантированного качества образования: образование лишь в том случае достигает гарантированного качества, если образование переходит в самообразование, воспитание - в самовоспитание, а развитие - в творческое саморазвитие студента. Наш учебник «Педагогика для творческого саморазвития» написан в совершенно новом ключе. Там есть тесты, диагностические творческие задачи, задания, которые позволяют активизировать процесс самопознания, творческого саморазвития студента.

- Каким видите студента будущего?
- Он должен уметь самообучаться, самостоятельно принимать решения быть самодостаточной, самоактуализирующейся, конкурентоспособной личностью.

- Что нужно изменить в вузе, чтобы специалисты, которых готовит университет, стали обладать вышеперечисленными качествами?
- Очень эффективна самостоятельная проектно-творческая деятельность студентов, во время которой они овладевают методами исследования, выдвигают гипотезы, обосновывают собственные оригинальные идеи. Как вы думаете, сколько времени сейчас отводится на такую деятельность? 0,2 процента от общего количества часов! К сожалению, студент учится преимущественно на основе воспроизводящей деятельности. Преподаватель рассказал - он пересказал, преподаватель дал задание - он выполнил. Психологи и педагоги доказали: если во время обучения творческая деятельность студента составляет менее 10 - 15%, то она практически не развивает творческий потенциал студента.

- Помимо увеличения «удельного веса» творчества, какие еще инновации необходимо инициировать?
- Нужно развивать системность мышления, его критичность в сочетании с толерантностью. Последней только сейчас стали уделять много внимания. Да, человек должен относиться к чужому мнению уважительно, но вместе с тем и критически. Ведь он не обязан все воспринимать на веру. Воспитывая лишь толерантность, мы превращаем человека в раба.

Современные инновационные педагогические стратегии следует строить таким образом, чтобы они были ориентированы на самообразование и творческое саморазвитие студента. Тогда мы существенно повысим качество современного образования.

- Можно ли стимулировать творческое саморазвитие студента?
- Все начинается с самопознания. Мы должны помочь студенту узнать свои сильные и слабые стороны. Для этого преподаватели нашей кафедры разработали ряд тестов для самодиагностики. Инновация заключается в том, что необходимо также всякий раз увеличивать нагрузку студента до предела его творческих способностей, стимулировать его лидерские качества, чтобы он мог стать конкурентоспособной личностью.

- … Такой, которая при этом не идет «по головам» других?
- Да, Вы правы: нам нужна конкурентоспособная, но одновременно интеллигентная, высоконравственная личность. Мы должны воспитать в студенте не только качества успешности, лидерства, но и нравственность. Научить его добиваться своих целей не за счет амбициозности, а за счет своего труда и творческого потенциала. Существует конструктивная конкурентоспособность и деструктивная, для которой все средства хороши. Эти понятия появились в педагогике только в последние 2 - 3 года.

- Почему свой спецкурс «Конкурентология» вы читаете только на юрфаке и факультете журналистики и социологии?
- Мы предлагаем его всем факультетам, но у нас пока не студенты решают, какие им спецкурсы нужны. Их мнение спрашивают в последнюю очередь. Европа, по сравнению с нами, ушла в этом вопросе далеко вперед.

- На опыт каких стран мы должны ориентироваться, проводя Болонскую реформу?
- На мой взгляд, в первую очередь, на опыт Германии. Она тоже член Болонского клуба. В этой стране высокое качество образования, соблюдаются все национальные традиции, причем обучение в вузах практически бесплатное. Может быть, и у нас общество созреет для того, чтобы сделать высшее образование полностью бесплатным (сейчас бюджетных мест в вузах только 40%). Я считаю, что качество нашего образования существенно упало за счет частных вузов.

Кроме того, ни один ученый в Европе не получает такую нищенскую зарплату, как в России. Надо сделать так, чтобы система высшего образования сама стимулировала творчество и студента, и преподавателя. Необходимо не просто увеличить зарплату преподавателя, нужно увязать ее с качеством преподавания, качеством научной, исследовательской работы. Сейчас, к сожалению, многое держится только на энтузиазме вузовского преподавателя.
Беседовала Лариса Бусиль

     

© 1999-2008 Казанский Государственный Университет