N 5. Март 2006
архив
поиск
рассылки
о газете
свежий номер
содержание
пишите нам
СТАВКА НА СИЛЬНЫХ

2 марта состоялась встреча ректора КГУ М.Салахова с заведующими кафедрами университета. Она была посвящена осмыслению тех новых задач, что стоят перед научно-педагогическим сообществом университета в современных условиях модернизации образовательной системы. Ректор акцентировал внимание на участии КГУ в президентских проектах в этой сфере. Среди них самый важный для нас - государственная поддержка вузов, активно внедряющих инновационные образовательные программы.

- В 2006-м году будет объявлен конкурс среди вузов, реализующих инновационные программы развития. Размер грантов победителям составит от 200 до 500 млн. рублей. При конкурсном отборе грантополучателя будет рассматриваться предлагаемая им инновационная программа, причем с учетом ее влияния на развитие экономики как региона, в котором расположен вуз, так и всей страны в целом.

Субсидии выделяются для приобретения лабораторного оборудования; программного и методического обеспечения; модернизации материально-технической базы; повышения квалификации и профессиональной переподготовки профессорско-преподавательского состава, научных работников и административно-хозяйственного персонала.

Задачей конкурса является стимулирование внедрения инновационных образовательных программ высшими учебными заведениями по приоритетным направлениям развития науки, техники и технологий.


Об инновационных образовательных программах
Хочу обратить ваше внимание на характеристики программ, которые будут участвовать в конкурсном отборе.
Это:
  • комплексность объединенных генеральной целью, взаимоувязанных по срокам, ресурсам, исполнителям приоритетных проектов и мероприятий по созданию и внедрению в образовательную практику новых и качественно усовершенствованных образовательных программ;
  • применение новых, в том числе информационных, образовательных технологий, внедрение прогрессивных форм организации образовательного процесса и активных методов обучения, а также учебно-методических материалов, соответствующих современному мировому уровню;
  • высокое качество обучения, обеспечиваемое в рамках современных систем управления качеством;
  • интеграция образования, науки и инновационной деятельности;
  • формирование у выпускников компетенций, высоко востребованных рынком труда.

    Инновационные образовательные программы, как уже сказано, должны соответствовать современным приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники Российской Федерации, таким, как информационно-телекоммуникационные системы, индустрия наносистем и материалы, живые системы, рациональное природопользование, энергетика и энергосбережение, безопасность и противодействие терроризму.

    При этом будут учтены общее состояние и динамика развития вуза. Есть, в частности, обязательный перечень документов в рамках раздела «Общая характеристика вуза».

    Среди обязательных для участия в конкурсе документов - характеристика миссии, стратегии, а также программ развития вуза (стратегический план или комплексная программа развития вуза прилагается к заявке).

    Вы знаете, что над этими документами мы работаем уже несколько месяцев. Но эта работа и на перспективу. Поэтому думаю, что каждая кафедра и каждый факультет должны принять программы стратегического развития на своих уровнях - по единообразной методике, схеме, которые бы коррелировали с грантовой системой Рособразования. Базовые документы для КГУ надо, наверное, разработать и утвердить на «большом» Совете.

    Теперь хотел бы вкратце затронуть некоторые направления нашей повседневной деятельности, от состояния которых во многом зависит наша готовность и способность работать в инновационном режиме.

    Качество образования
    Что такое качество образования? Может быть, это минимум знаний, который предусмотрен государственными стандартами? Конечно. Более высокие оценки на экзаменах? Естественно. Процент полученных красных дипломов? Да. Но не только.

    Наше отраслевое министерство увязывает качество образования еще с одним показателем. Это конкурентоспособность выпускников на рынке труда. Как один из решающих факторов качества образования рассматривается и та оценка, которая дается профессиональной подготовке выпускника со стороны работодателей. Это значит также, что значительную роль в определении уровня развития вуза, разных его сторон, и в том числе в конкурсе грантов, будут играть работодатели, их ассоциации. По их мнению, для выпускников главными являются следующие качества:
  • общий уровень развития и базовые знания молодого специалиста;
  • способность системно мыслить, умение перерабатывать большие объемы информации и вычленять главное;
  • умение применять на практике полученные знания, навыки командной работы, умение и желание постоянно учиться;
  • нацеленность на карьеру, целеустремленность, адекватность самооценки как специалиста.

    С развитием подобных качеств, считают работодатели, вузы справляются плохо. И здесь они, похоже, не очень-то далеки от истины. Это относится и к нашему университету. Творческому мышлению студента, его готовности применять инновационные подходы к делу, воспитанию его характера и воли, развитию организаторских способностей - всему этому мы уделяем все же недостаточное внимание. У нас слабая обратная связь с производством, которая в наше рыночное время должна быть полномасштабной.

    Кстати, фундаментальную подготовку выпускников работодатели оценивают как приемлемую. Это преимущество российской системы высшего образования, и его, безусловно, надо сохранить.

    К вопросу об оптимизации
    На одной из последних коллегий Министерства образования и науки был поднят вопрос о надвигающейся сложной демографической ситуации и возникающих в связи с этим проблемах в системе образования. В частности, в 2005-м году выпуск из 9-х классов сократился, по сравнению с 2004-м годом, на 13%, а в 2010-м году сократится на 40%. Выпуск из 11 классов в этом году сократился только на 4% (в абсолютных цифрах это примерно 60 тысяч человек), зато в 2010-м году произойдет сокращение почти на 600 тысяч человек, то есть более чем на 42%(!).

    Это коснется всех без исключения вузов.

    У нас, как и в любом другом классическом университете, есть набор основных специальностей, которые выросли и существуют на фундаментальных, главным образом, исследованиях. Это основа, ядро университетского образования. Такие специальности трансформируются в зависимости от развития науки, на этой базе возникают специализации и т.д.

    Но есть специальности и особенно специализации более подвижные с точки зрения своего прикладного предназначения, как раз им и необходимо придать больший динамизм. Внимательно изучить, нет ли среди них таких, которые уже потеряли или теряют рынок, сферу своего приложения, и вовремя перепрофилировать их, если возникла в этом необходимость.

    Учебно-методическое обеспечение образования
    Наш университет находится в лидирующей группе классических университетов. Но мы все еще относительно мало, по сравнению с некоторыми другими университетами, издаем учебников и учебных пособий. Электронные версии учебников - тоже редкое явление в нашем университете. Многие кафедры, к сожалению, практически этим не занимаются, хотя у нас сегодня нет проблем с изданием хороших учебников и пособий.

    Информационное обеспечение учебного процесса в нашем университете опирается на неплохую базу, но необходимо более энергично и оптимально использовать эти ресурсы, ориентироваться на новейшие формы методической работы. Так, существует ФЦП «Развитие единой образовательной информационной сферы». Также по направлению программы «Электронные образовательные ресурсы и технологии образования» разработано несколько сетевых виртуальных компьютерных практикумов по базовым дисциплинам естественнонаучного цикла федерального компонента ГОС для студентов вузов. На этот уровень нам надо бы выходить...

    Кадры решают все
    Нам не удастся сохранить свои лидирующие позиции в науке и образовании, если мы не будем последовательно проводить продуманную и целенаправленную кадровую политику. Ряд университетов в настоящее время развивается стремительно именно за счет этого. Не обойтись и нам.

    Думается, что Положение о конкурсном отборе профессорско-преподавательского состава станет серьезным стимулом для научной и учебной работы.

    * * *

    В образовательной деятельности, конечно, больше проблем и вопросов, чем я сумел затронуть. Но хочу подчеркнуть главное: для нас наступают действительно новые времена. Проект «Образование» делает ставку на сильных.

    (Текст выступления ректора публикуется в сокращении.)
  •      

    © 1999-2006 Казанский государственный университет