N 5. Март 2006
архив
поиск
рассылки
о газете
свежий номер
содержание
пишите нам
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ГЛАЗАМИ СТУДЕНТОВ



Сегодня образование - одно из важнейших направлений реформ в России. В этом году и в Казанском университете пройдет конференция по вопросу организации и совершенствования учебного процесса.
Наша редакция решила внести свой вклад в подготовку этой конференции. Мы попросили студентов отделения социологии факультета ЖС провести опрос о качестве образовательных услуг в КГУ.


Исследование состоялось под руководством доцентов кафедры социологии Лилии Егоровой и Лилии Низамовой. Социологический опрос проводился в марте. В нем участвовали студенты дневного отделения третьих и четвертых курсов всех факультетов, проанкетировано 404 человека. В итоге мы смогли получить представление о том, какие проблемы, касающиеся качества образования, волнуют студентов каждого из факультетов.

В целом опрошенные оказались весьма удовлетворены уровнем образования в КГУ. Получаемыми на занятиях знаниями удовлетворены 64,4%, отчасти удовлетворены - 30,6%, неудовлетворенных оказалось лишь 4,4%. Качеством преподавания студенты удовлетворены чуть меньше - 59,5%; отчасти удовлетворены - 36% и совсем не удовлетворены - 4,4%. Не все студенты, отрицательно оценившие уровень преподавания на своем факультете, смогли четко объяснить причины этого. Одни говорят, что им скучно на занятиях, другие считают, что поставили слишком много предметов, не имеющих никакого отношения к их специальности. Есть и те, кто указал на субъективную оценку знаний преподавателями. В основном это студенты гуманитарных специальностей.

В анкете был также вопрос о том, как следует оценивать качество получаемых студентами знаний. Большинство, видимо, удовлетворено традиционными формами контроля. Студенты считают, что знания нужно оценивать на семинарах (38,7%), хотя основной целью семинаров, пожалуй, все же является закрепление имеющихся знаний и освоение более широкого материала по какой-либо теме, нежели оценка знаний. 47,5% считают, что сессии вполне достаточно, чтобы понять, на что способны студенты. Многие респонденты выбрали такие варианты, как контрольные работы по предметам (30,9%) и тестирование остаточных знаний (14,1%). Некоторые предложили использовать индивидуальный (например, персональные беседы со студентами) или творческий подходы при оценке знаний (эссе, творческие проекты). Кстати, можно отметить, что на Западе во многих вузах наиболее распространенными формами контроля знаний являются тестирование и эссе. А если перед российским образованием поставлена цель соответствовать европейским стандартам, то, видимо, и у нас эти формы станут популярными. По крайней мере, банки тестовых заданий уже активно разрабатываются.

Таким образом, Болонский процесс уже идет полным ходом. Однако пока изменения не так заметны. О Болонском процессе и переходе российских вузов на европейскую систему образования знают лишь 35,2% студентов, 49% что-то слышали об этом, 11,4% совсем ничего не слышали. Самыми информированными оказались студенты экологического факультета, среди них 92% знают о Болонском процессе. О том, как все эти изменения отразятся на качестве российского образования, решились высказаться далеко не многие. 14,7% считают, что качество нашего образования значительно улучшится, 25,2% - ухудшится, 18,8% считают, что Болонский процесс не отразится на качестве российского образования, 40,2% затруднились ответить.

Возможно, из-за того, что студенты мало знают об изменениях в образовании и о том, какие новые возможности будут открыты перед ними, они недооценили влияние на качество обучения в вузе таких факторов, как возможность выбора и замены преподавателей, учебных предметов, стажировки студентов и преподавателей в иностранных вузах. 34,9% считают, что возможность выбора и замены преподавателей влияет лишь в некоторой степени, 12,4% - не влияет. По мнению опрошенных, гораздо более значимыми факторами оказались следующие: отношение студентов к учебе, их желание учиться (79,2%), создание у студентов стимулов к хорошей работе (75,7%), количество высококвалифицированных преподавателей (84,5%).

На каждом факультете есть учебная практика, которая призвана помочь студентам получить представление о будущей профессии. Но 43,4% говорят, что практика им в этом помогает лишь отчасти. К примеру, 67% психологов считают, что учебная практика не помогает им получить представление о будущей профессии. Наиболее полное представление о своей специальности во время учебной практики получают студенты физического (84%), химического (50%) факультетов. 30,8% всех студентов хотели бы, чтобы часов, отведенных на практику, было больше, 7,8% считают, что практику надо сократить, 61,1% - оставить как есть.
При получении практических навыков немалую роль играет материально-техническая база, оснащенность кабинетов и лабораторий. 15,3% студентов считают, что не хватает технических средств, 46,7% - хватает частично, 38% - хватает в полной мере. Кому-то просто не хватает хорошей доски в кабинете, а кто-то мечтает об электронном варианте нашей библиотеки. Почти все студенты отметили недостаток компьютерных классов с бесплатным доступом в Интернет. Кроме того, технические средства, особенно в лабораториях, весьма устарели, и их необходимо заменить.

Несмотря на то, что пока наша система образования предполагает гораздо меньше часов самостоятельной работы, чем западная, готовность студентов получать знания самим, а не только на занятиях, играет важную роль. А для этого должна быть хорошая библиотека. По результатам проведенного опроса 32,2% считают, что наша библиотека достаточно обеспечивает студентов учебной литературой, 42,5% считают, что не всегда, 28,8% - недостаточно, 4,1% затруднились ответить.

92,5% респондентов нравится быть студентами КГУ.

Будем надеяться, что проведенный опрос помог получить представление о качестве образовательных услуг в нашем университете и выявить проблемы, которые предстоит решить.
Динара РАФИКОВА, Эльмира ДАМИНОВА, Лейсан ИШМУРЗИНА, Амира ГИМАДЕЕВА, Альбина ЗАМАЛЕЕВА, студентки отделения социологии

Наш корреспондент Лариса Бусиль успела сфотографировать девушек в тот самый день, когда они принесли в редакцию эту статью.
На снимке (слева направо): А.Гимадеева, Л.Ишмурзина, Д.Рафикова, Э.Даминова

     

© 1999-2006 Казанский государственный университет