N 5. Март 2006
архив
поиск
рассылки
о газете
свежий номер
содержание
пишите нам
БАЗОВЫЙ ЭЛЕМЕНТ ИННОВАЦИЙ

О необходимости всемерного развития информационных технологий как одного из ключевых элементов хай-тек уже не раз говорили руководители страны. Да это и так понятно, ведь компьютерными и информационными технологиями пользуется практически весь
цивилизованный мир, и их важность мы все ощущаем в повседневной деятельности. Посмотрим,
как обстоят дела в этой области в КГУ.


Разумеется, информационные технологии в нашем университете и преподаются, и используются как в учебном процессе, так и в научных исследованиях. К этому причастен целый ряд подразделений университета, в первую очередь, Управление информатизации, факультет ВМК (включая Институт информатики), ЦИТ. Однако по оценке ректора (см. «КУ», 2006, №1), «состояние уровня информатизации КГУ в целом нельзя признать отвечающим задачам сегодняшнего дня».

В попытке исправить положение дел проректором А.Головановым была создана комиссия по информатизации. На мой взгляд, ее деятельность является успешной, однако результаты лучше всего могут быть охарактеризованы уже давно ставшими привычными для нашей страны и набившими оскомину штампами: «затыкание дыр» и «косметический ремонт». Прорыва достичь не удалось. Наверное, для этого есть и объективные, и субъективные причины.

Надежды на прорыв в области преподавания и использования информационных технологий я теперь связываю с возможным инновационным статусом нашего университета, сопровождаемым грантом в 500 миллионов рублей. Ясно, что в любом инновационном проекте, представленном нашим университетом в Минобрнауки РФ, информационные технологии должны занимать достойное место. Их востребованность, таким образом, резко возрастет.

Важным инструментом в реализации инновационной направленности образования может стать общеуниверситетская кафедра информатики, создание которой включено в планы развития факультета ВМК. Но для этого ей нужно стать не просто традиционной кафедрой, преподающей на ряде факультетов определенный предмет по давно разработанным неизменным планам, а живым, активным центром, оперативно откликающимся на меняющиеся потребности факультетов, способным поддержать любые инновационные проекты.

Определенный позитивный опыт в Институте информатики есть. В прошлом году совместно с филфаком мы создали научно-образовательный центр по лингвистике (дополнительную информацию о нем можно найти в газете «Поиск» № 4 за 2006 г.). Программа деятельности центра сформулирована таким образом, что приоритет отдан как раз информационным технологиям как системообразующему элементу развития всей лингвистики в целом. Возможно, именно эта ориентация и позволила выиграть в борьбе с ведущими московскими институтами крупный грант Минобрнауки. За полгода работы достигнуты заметные успехи. Реализуются четыре крупных исследовательских проекта, инновационность которых и связь с информационными технологиями непосредственно видна из названий: База данных «Языки мира», Компьютерная поддержка исследований русского языка XVIII века, Информационная система «Культурное наследие России», Репозиторий лингвистических ресурсов. К научной работе привлечены десятки студентов, либо разрабатывающих электронные лингвистические ресурсы, либо использующие такие ресурсы Интернета.

Разработаны новые курсы «Тезаурусы и онтологии», «Базы данных для типологических и контрастивных исследований», сотрудники ВМК ведут преподавание на филфаке существенно обновленных курсов «Компьютерная лингвистика» и «Когнитивная лингвистика». Все перечисленные курсы изначально являются инновационно ориентированными. Например, программа курса «Тезаурусы и онтологии» возникла в результате непосредственной практической работы, причем с такими, на первый взгляд, далекими друг от друга объектами, как базы данных Татнефти и сайты музеев. При этом не теряется и академичность, необходимая в университетском образовании, и связь с фундаментальной наукой (совместно с лабораторией баз данных НИИММ получен грант РФФИ, поддерживающий исследования в этой области).

Можно надеяться, что за этим удачным пилотным проектом последуют и другие. Перспективным представляется сотрудничество Института информатики и с гуманитарными факультетами (в первую очередь, с историческим факультетом в сфере информатизации музеев), и с естественнонаучными факультетами: инновационный потенциал таких научных направлений, как биоинформатика, геоинформационные системы, не вызывает сомнений.
Валерий СОЛОВЬЕВ, зам. директора Института информатики, зав. совместной научно-исследовательской лабораторией КГУ и АН РТ «Культурное наследие и информационные технологии»



ВНИМАНИЕ, КОНКУРС!

Казанский университет значится в числе рейтинговых вузов, допущенных к конкурсу Академии Cisco. Как сообщает ее официальный сайт www.cisco.com, мировой лидер в области сетевых Интернет-решений Cisco Systems объявил конкурс среди выпускников вузов и молодых IT-специалистов для обучения в Европе и дальнейшего трудоустройства в компании.

Выпускники программы получат специальности системного инженера и специалиста по продажам. Но есть соответствующие требования. Так, претенденты на должность системного инженера должны иметь высшее техническое образование в сфере телекоммуникаций или компьютерных технологий.

Требования к соискателям: к июлю 2006 года иметь диплом о высшем образовании, а также заграничный паспорт, действительный на ближайшие два года. На первом этапе все желающие, соответствующие вышеперечисленным требованиям, могут зарегистрироваться на официальном сайте Cisco Systems. Помимо этого, конкурсанты должны представить резюме на английском языке. Следующим этапом отбора станет телефонное собеседование, которое пройдет также на английском.

Из числа успешно прошедших первичный отбор будет составлен список кандидатов, которых пригласят в Москву для собеседования со специалистами компании.
Роман БАКАНОВ

     

© 1999-2006 Казанский государственный университет