N 3-4. Март 2007
архив
поиск
рассылки
о газете
свежий номер
содержание
пишите нам
ЛЕГКО ЛИ ВЫЙТИ ЗАМУЖ ЗА УЧЕНОГО?

Несмотря на неуклонное увеличение числа феминисток, ценящих свою свободу и независимость, семья была и остается, пожалуй, одним из самых главных приоритетов в жизни большинства женщин. Так было и в позапрошлом веке. Тогда многие казанские девицы желали выйти замуж за умного и благовоспитанного преподавателя Казанского императорского университета…

А между тем заполучить в мужья ученого было непростым делом, ведь женитьба и семейная жизнь часто рассматривались ими как помеха научной деятельности. Так, профессор А.Бутлеров говорил своему ученику П.Боборыкину: «…Хотите быть магистром - не торопитесь жениться. Вот я женился слишком рано и столько лет не могу выдержать доктора».

Поэтому избранницам университетских преподавателей иногда приходилось долго ждать свадьбы, которая откладывалась до тех пор, пока их будущий супруг не защищался, не получал степень, а вместе с ней и соответствующее жалование. Видимо, наука настолько захватывала молодых ученых, что у них просто не возникало потребности в создании собственной семьи.

Но это не мешало некоторым холостым преподавателям Казанского императорского университета заводить многочисленные романы с представительницами самых разных социальных слоев. Профессор Н.Осокин, например, «пользовался немалым успехом у дам самого широкого круга - от горничных девиц до высокообразованных и титулованных особ. Не слишком шикарная наружность не препятствовала частым увлечениям, кратковременным романам и даже рождению внебрачного сына от саратовской помещицы». А профессор хирургии А.Бекетов, впоследствии ставший ректором Петербургского университета, воспитавший внука - будущего поэта А.Блока, был известен как светский кавалер, «к которому не все дамы большого света города были равнодушны». Но все же круг внеуниверситетского общения преподавателей был довольно ограниченным.

К супружеству казанские ученые относились так же, как и большинство их современников. В XIX веке брак рассматривался обществом не столько как союз, сколько как альянс семей. Заключая брак, можно было укрепить материальное положение, как это произошло, например, с профессором Н.Осокиным, женившимся на дочери сибирского золотопромышленника. Но все же обычно ученые выбирали девушек примерно одного с ними социального положения и материального достатка: дочерей мелкопоместных дворян, чиновников (титулярных советников, канцеляристов, полицеймейстеров).

Конечно, существовали и другие мотивы для женитьбы у университетских ученых. Профессор Н.Зинин, например, женился в тридцать с небольшим лет на пожилой вдове много старше себя, имевшей взрослых сыновей. Этот брак стал, скорее, союзом дружбы и удобства: вдова приобретала опору в муже, а Н.Зинин хозяйку, благодаря домашним заботам которой он спокойно мог предаваться своим научным изысканиям.

Но самыми частыми были браки внутри университетской корпорации, когда преподаватели женились на дочерях, сестрах, родственницах своих коллег. И это неудивительно. Ученые хотели видеть рядом с собой женщину, понимающую и уважительно относящуюся к его занятию. В те времена, когда женское образование еще не получило широкого распространения, профессорские дочери, сестры оказывались чуть ли не единственными, кто был в состоянии разделить с университетским человеком его веру в ценность науки. Такие браки считались весьма удачными и для жениха, и для невесты.

В XIX веке складывается образ «идеальной» жены университетского преподавателя. Ее черты выделены профессором Н.Буличем в статье «Литература и русское общество». Автор говорит о них опосредованно, противопоставляя женщине «светского общества»: «женщина не как существо равноправное, не как разумная помощница мужу, а как блестящая игрушка.., - вот идеалы… первой, не мыслящей половины нашего общества».
Университетские преподаватели, по-видимому, находили в своих женах этот «идеал». С другой стороны, выходя замуж за ученых, девушки (как правило, все они были образованными) получали возможность для дальнейшего саморазвития. Некоторые из жен преподавателей имели собственные печатные труды.

Например, жена профессора-слависта М.Петровского Эмма Генриховна, урожденная Ге, на протяжении всей своей жизни была безотлучно при муже во всех его многочисленных командировках и экспедициях. Она поддерживала переписку с его коллегами и друзьями из разных стран мира, делала для него выписки из архивов и библиотек и даже стала профессиональной переводчицей чешской литературы.

Кроме такого типа взаимоотношений в университетской семье, когда супруга являлась помощницей мужа в его профессиональной деятельности и сама активно работала в научной сфере, был и другой, когда мужчина являлся главным в семье, а жена - заботливой, неприхотливой хозяйкой, обеспечивающей мужу удобства в быту.
Людмила САЗОНОВА, аспирантка истфака

     

© 1999-2006 Казанский государственный университет