N 5. Март 2007
архив
поиск
рассылки
о газете
свежий номер
содержание
пишите нам
ПО ПРИНЦИПУ ДИФФУЗИИ И ПРИТЯЖЕНИЯ
Окончание. Начало в № 2.

Руководители проекта, победившего в конкурсе ФЦП развития образования, продолжают рассказывать о содержании своей работы.

Университеты реализуют принципы «диффузии» знаний (spillover effect) и «притяжения» (matches of skills) квалифицированных работников друг к другу - общие принципы соответствия в исследовательском и производственном процессах. Полезность труда отдельного работника зависит от усилий всех других связанных с ним, и любая ошибка каждого может обесценить результат коллективного труда. Поэтому квалифицированные работники стимулированы работать во взаимосвязи с партнерами, равными им или превышающими их по квалификации. Однако значительная часть научно-образовательного потенциала именно классических университетов остается неиспользованной, а взаимодействие их с инновационным сектором экономики - недостаточным. При этом конкуренция университетов с техническими вузами в области частных инженерно-технических решений представляется нерациональной. Далее уместно назвать основные барьеры, существующие на путях университетских инноваций. Эти барьеры выявлены в результате проведенного в университетах-участниках широкого анкетирования разных групп респондентов: администрации, руководителей подразделений, ППС и научных сотрудников.

Инерционно-психологические (ментальные) проблемы:
- университет в целом и отдельные ученые не имеют опыта сотрудничества с предпринимательским сектором; отношения с ним в сфере финансирования, прав интеллектуальной собственности, страхования не регулируются и не формализованны;
- консерватизм высшего руководства, боязнь утратить контроль, неспособность эффективно использовать человеческие ресурсы; очень медленная реализация нововведений; низкая мобильность штата;
- система стимулирования и принципы развития академической карьеры не способствуют деятельности сотрудников в привлечении дополнительных источников финансирования и развитии сотрудничества с промышленным сектором;
- объективное противостояние переменам со стороны лиц пожилого возраста.

Административно-организационные проблемы:
- отсутствие достаточной практики управления как в сфере НИОКР, так и в предпринимательском секторе;
- системы и процессы университетской деятельности не адаптированы к осуществлению коммерческой деятельности; они не формализованны и не регламентированны;
- недостаточное развитие инновационной инфраструктуры, недостаточное маркетинговое обеспечение и продвижение инновационных разработок, необходимость значительной профессионализации уровня менеджмента для осуществления новых видов деятельности.

Барьерами взаимодействия являются:
- политико-правовые (неразвитость государственной политики стимулирования научной деятельности предприятий; слабое нормативно-правовое и методическое обеспечение инновационной деятельности и ее институционализации);
- экономико-правовые (низкая восприимчивость хозяйствующих субъектов к инновациям; фонды венчурного капитала не инвестируют средства в высокотехнологичные компании из-за нечеткого и недостаточного законодательства в сфере интеллектуальной собственности, неразвитости фондового рынка и наличия других сфер более выгодного размещения капитала; спорность прав на объекты интеллектуальной собственности «совместного» производства);
- инфраструктурные, информационные и иные (неразвитость коммуникаций между вузами и инновационным сектором экономики; слабость существующей инновационной инфраструктуры; малое количество подготовленных специалистов в области внедрения новой техники/технологии; меркантилизм и отсутствие нематериальных стимулов к развитию сотрудничества; разработки университета, как правило, слабо готовы для выхода на рынок, в то время как потенциальные инвесторы рассчитывают на немедленную отдачу от вложения своих средств).
В рамках проекта были сформулированы основные задачи развития инновационной деятельности университетов и установления связей с инновационным сектором экономики:
  • сохранение и стимулирование деятельности лучших научных и научно-педагогических кадров; приумножение и практическое использование результатов научно-технических и технологических разработок в интересах развития университета и во благо общества; вовлечение в единый непрерывный инновационный процесс всех сотрудников, студентов и аспирантов;
  • создание и развитие продуктивных взаимовыгодных связей с бизнес-сообществом и промышленностью для формирования эффективной научно-производственной системы;
  • поиск и содействие реализации новых возможностей для модернизации и расширения научно-исследовательской и образовательной базы;
  • всемерное содействие локальному, региональному и общегосударственному экономическому росту; формирование инновационно-восприимчивой среды внутри и вне университета;
  • создание системы управления результатами интеллектуальной деятельности с целью экономически целесообразной реализации результатов фундаментальных и прикладных НИР.

    Получены следующие научные результаты
    Они направлены на комплексное исследование обозначенных проблем и выработку соответствующих предложений и документов:
  • разработана концепция институционализации связей университета с инновационным сектором экономики, включающая обоснование подходов к созданию эффективной и диверсифицированной университетской периферии, а также организационно-методическое и нормативное обеспечение институционализации связей;
  • обоснована концепция гибких инновационно-ориентированных матричных структур в классических университетах, определены принципы и подходы к разработке моделей таких структур, выбору методов и инструментария;
  • обоснованы новые компетенции академического и управленческого персонала университета, разработаны программы их развития и закрепления в профессиональных нормах и организационной культуре, а также эффективные модели мотивации и стимулирования участия академического и управленческого персонала в развитии связей с инновационным сектором;
  • внедрены на университетском и межуниверситетском уровнях модели высокотехнологичных гибких инновационно-ориентированных матричных структур, подготовлены предложения по способам их интеграции в основную деятельность классического университета;
  • проведены учебно-консультационные семинары для сотрудников научно-исследовательских и инновационных структур университетов;
  • в каждом из трех университетов созданы филиалы Распределенного ресурсного центра с собственной инфраструктурой и сайтом (см. на сайте www.innonet.ksu.ru).
    Владимир ГАЛКИН, руководитель проекта, директор Химического института, профессор;
    Александр ЕЛИЗАРОВ, заместитель руководителя, директор НИИММ, профессор
  •      

    © 1999-2007 Казанский государственный университет