N 6. Апрель 2006
архив
поиск
рассылки
о газете
свежий номер
содержание
пишите нам
«...НЕ ЗНАТЬ ИСТОРИЮ - ЭТО НОНСЕНС»

Увидеть декана факультета без галстука и пообщаться с ним в неофициальной обстановке удается далеко не всегда... А если он человек общительный, обаятельный и не лишен чувства юмора, то узнать его получше хочется еще больше. Поэтому с большим удовольствием представляем декана исторического факультета Евгения Александровича Чиглинцева.

- Многие мальчишки мечтают стать космонавтами, генералами, пожарными, водителями... Вы - историк. Почему?

- Сказать, что я с детства «болел» историей и с самого первого урока в 5 классе решил для себя: я - историк и не кто другой, нельзя. Мне всегда нравились гуманитарные науки, а история, на мой взгляд, самая центральная из них, интегрирующая все и вся. Быть гуманитарием, но не знать историю - это нонсенс.

Конечно, мой выбор определялся различными обстоятельствами. Мне всегда были интересны иностранные языки, особенно французский, но ехать изучать его в Горький (сейчас Нижний Новгород) в Институт военных переводчиков не хотелось. Я не военный человек. Филология всегда казалась мне несколько «суховатой». Заниматься журналистикой, не имея достаточной исторической базы, было бы неправильно. Так я решил поступать на истфак. Оставалось определиться с вузом. МГИМО и МГУ казались просто недосягаемыми. Тогда я поступил в КГУ.

Кстати, при поступлении со мной произошла забавная история. Общественная комиссия рекомендовала не зачислять меня в ряды студентов. Аргументировали это тем, что абитуриент «слишком хорошо знает, чего хочет».

- Значит, умеете ставить цели...
- Да, но никогда не ставлю для себя четких временных границ в их достижении. Иначе просто можно «загнать» себя. Иногда люди, не добившиеся запланированных результатов в определенный срок, начинают считать себя неудачниками, я же в этом плане себя щажу.

- Как Вы относитесь к заявлению некоторых (чаще представителей точных наук), что «История - это не наука»?
- Не хочу долго рассуждать на эту тему. Просто такие люди не относятся к истории как к науке. Между тем, она имеет свой предмет, понятийный аппарат, методы, источниковую базу...

Конечно, история не поддается изолированной математической логике, так как это просто другая наука. Для некоторых это уже достаточное основание, чтобы отказать истории в научности. На мой взгляд, это не более, чем узость мышления.

- Любите путешествовать?
- Страсть к путешествиям мне привили с раннего возраста. Самым ярким детским впечатлением стала двухнедельная поездка на теплоходе по маршруту Казань-Н.Новгород-Астрахань-Казань. Потом в школьном сочинении «Как я провел лето?» я даже написал, что хочу стать капитаном речного парохода.

С тех пор появилась традиция каждый год хотя бы 3 дня, но поплавать на теплоходе. В прошлом году мне удалось проплыть по только что открытому маршруту Казань-Елабуга-Казань. Это было незабываемое путешествие, прекрасный маршрут для «интеллектуального туризма», я бы даже сказал «серебряное кольцо Татарстана».

И что интересно: за все годы моих путешествий всего один раз случилось не встретить на борту теплохода знакомых.

- Заграница нравится больше?
- Такие вопросы всегда ставят в тупик. Трудно выделить какую-то одну страну или один город, на все 100% превосходящие все остальные. Мне комфортно везде, что всегда удивляет моих друзей.

Постараюсь объяснить. В прошлом году довелось побывать в США, в том же году я съездил в город Орел. Понимаю, что это разные вещи, но впечатления остались от обоих посещений, ничуть не затмив одно другое.

- Как называлась последняя художественная книга, которую Вы прочитали?
- По роду своей работы приходится читать много литературы, в том числе художественной. Недавно перечитал в пятый или шестой раз сонеты У.Шекспира, любимые мной с детства.

За модными новинками практически не слежу: не остается времени. Часто возвращаюсь к когда-то уже прочитанным произведениям. Может, это просто старческое недоверие ко всему новому. Не знаю...

- Есть ли музыка на жестком диске Вашего компьютера?
- Нет. У меня нет ни плеера, ни бумбокса. Предпочитаю слушать музыку по радио, телевизору или, что лучше всего, вживую.

- Как насчет кино?
- Когда-то я был настоящим киноманом, регулярно ездил на кинофестивали в Москву. Научился улавливать с первых же минут фильма, является он произведением искусства или нет.

Сейчас многие режиссеры ушли в коммерцию, и отечественное кино потеряло былую привлекательность. Вседозволенность не всегда положительно влияет на искусство. Оно развивается более активно, когда его пытаются зажать в тиски, когда зрителю приходится думать. Я не видел ни одного из широко рекламируемых блокбастеров, типа «Ночной дозор», «Турецкий гамбит», «Статский советник». Зато с удовольствием посмотрел «Водителя для Веры» и «Возвращение» - фильм, получивший на кинофестивале в Венеции Золотую пальмовую ветвь.

Не смотрю фильмы на видео, компьютере или DVD. Предпочитаю московские кинотеатры.

- У меня сложилось впечатление, что Вы недолюбливаете технику...
- Скорее опасаюсь. У меня нет автомобиля, и я этому только рад. По мне, чем проще техника в управлении, тем лучше.

- Современные студенты отличаются от студентов вашего времени?
- Знаете, студенты каждый год задают один и тот же вопрос: «Мы лучше, чем прошлый курс?». И я всегда отвечаю положительно. Конечно, все мы разные, и это надо понять и принять. Раньше школьная подготовка была значительно лучше, особенно по гуманитарным предметам. Сейчас, если я, читая лекцию, привожу когда-то всем известные цитаты из произведений Грибоедова, Пушкина и других отечественных классиков, то студенты зачастую не понимают, что имеется в виду.

Но каждый год на факультет приходят ребята, которые действительно любят историю и хотят посвятить этой науке свою жизнь. Приятно видеть школьников из Казани и Татарстана, достойно выступающих в таких телевикторинах, как «Умники и умницы» или «Самый умный». Все это внушает веру в молодое поколение.

На факультетском вечере, посвященном празднованию 200-летия, я сказал, что жить на факультете следует по принципу: «Уважение, уверенность, доверие, надежда», что значит уважать старшее поколение, своих учителей, быть уверенным в тех, кто сейчас активно и плодотворно работает, оказывать доверие молодым, только что защитившимся ученым, развивающим новые идеи, направления, и надеяться на тех, кто придет за ними, - аспирантов и студентов. Это, на мой взгляд, позволит гармонично развиваться коллективу.
Беседовала Луиза КАРИМОВА
Фото из личного архива Е.Чиглинцева

     

© 1999-2006 Казанский государственный университет