N 7-8. Апрель 2006
архив
поиск
рассылки
о газете
свежий номер
содержание
пишите нам
ДЕРЗАЙТЕ, ВЫ ТАЛАНТЛИВЫ!



Воспитательную работу нельзя рассматривать в отрыве от тех процессов, что происходили в нашей стране в течение последних полутора-двух десятилетий. Они сопровождались кризисными явлениями, что не могло не сказаться на состоянии системы воспитания. Эта система, сложившаяся в условиях советского времени, войдя в противоречие с новыми политическими реалиями, фактически перестала существовать. Сегодня обновленная идея воспитания входит составной частью в идеологию модернизации образования.

О важнейших предметах воспитания мы беседуем с ректором КГУ Мякзюмом Салаховым.


- Какой, на Ваш взгляд, должна быть сегодня воспитательная работа с молодежью в вузе?
- Нужны специалисты, способные включиться в достижение важнейшей задачи: перейти от «экономики трубы» к экономике, основанной на знаниях. Но эта задача повиснет в воздухе, если у нее не будет движущих сил, можно сказать, субъекта развития. Сам по себе этот субъект развития не появится, его следует целеположенно формировать, в том числе посредством воспитания.

У воспитательного процесса много направлений. Но главную роль здесь играет личность самого воспитателя. Те качества, которые мы хотим видеть у нашей молодежи, нам нужно развивать прежде всего в самих себе. И только тогда воспитатель будет авторитетом в глазах молодежи.

Кстати, принято выделять два вида авторитета: авторитет знатока, специалиста и авторитет вышестоящего лица. В первом случае некто является для человека авторитетом, когда он убежден, что тот знает данную область лучше него. Так, педагог является для своих учеников авторитетом - знатоком в своей области знаний. А вот авторитет руководителя срабатывает тогда, когда ведомые им убеждены, что смогут достичь своей цели, только выполняя его указания, прислушиваясь к его советам. Очевидно, что педагог, чтобы достичь поставленных в ходе воспитательной работы целей, призван поддерживать свой авторитет во всех этих смыслах - и знатока, и наставника.

- Какую роль играет Совет по воспитательной работе КГУ, который Вы возглавляете?
- Научно-методический совет по воспитательной работе - это орган координационный. Главная его цель - обобщение и распространение положительного опыта работы факультетов, выработка методических рекомендаций, связанных с внедрением перспективных форм воспитания. В конце каждого учебного года я как председатель Совета подвожу итоги его работы, обозначаю ключевые вопросы воспитания на предстоящий период. В прошлом и в этом учебных годах сделан акцент на изучении опыта воспитательной и социальной работы филиалов, факультетов. Мы начинаем проводить смотры-конкурсы на лучшее студенческое общежитие, лучшую академическую группу, в университете разработана и действует Программа «Образование и здоровье». Она предусматривает новые формы работы, направленные на формирование здорового образа жизни. В общем, сегодня Совет нашел свое место в университетской жизни, превратился в генератор культурно-воспитательных идей, обрел черты настоящего центра этой разносторонней работы.

- Как Вы полагаете, что является проблемой номер один в работе с молодежью?
- Мне врезалась в память одна картинка, которую я наблюдал в зале, где у абитуриентов принимают документы. Они приходят с родителями, те помогают заполнять бумаги, подсказывают, где что написать... Случилось так, что нынешнюю молодежь отличает социальная незрелость, инфантилизм, если хотите, какое-то нежелание взрослеть. А ведь нужны лидеры, конкурентоспособные специалисты... Поэтому сегодня как никогда надо сделать упор на развитие студенческого самоуправления. Здесь есть большие резервы, например, должен активизировать свою деятельность Союз студентов и аспирантов. Повышение ответственности, самостоятельные решения, зрелые поступки - вот что хотелось бы видеть у наших воспитанников.

- Одно из самых ярких событий года - это Студвесна. Устраивает ли Вас эта форма фестивалей студентов?
- Главное, чтобы она устраивала их самих. Но мне кажется, что Студвесна в целом способствует развитию университетской культуры, опирается на традиции университета. Творческая самореализация - это из того же ряда, что и самовоспитание. Человек смотрит на мир через призму двух пар понятий: «хорошо - плохо», «красиво - безобразно». Первое - это мораль, второе проходит по ведомству эстетических оценок. Тут связь нерасторжимая, в художественном творчестве присутствует нравственно-воспитательный момент.

- Как Вы реагируете на шутки в свой адрес, если они звучат со сцены?
- Нормально реагирую. Всегда считал, что ирония и самоирония - это признак человека, который не теряет критического взгляда ни на других, ни на себя, что еще важнее.

- Что для Вас значит личный контакт с молодежью?
- Пожалуй, к чему-то одному ответ на этот вопрос не сведешь... Во всяком случае, стремлюсь узнать, чем живут молодые, чего хотят, стараюсь уловить те сигналы, что они подают, иногда в своеобразной форме. Более всего уязвимы те системы, которые не способны гибко реагировать на вызовы среды...

- Организация фестивальных концертов, должно быть, влетает в копеечку?
- Давали бы больше, если бы могли. Эффективность любой политики, системы действий напрямую зависит от привлекаемых ресурсов.

- И, наконец, последний вопрос: что Вы хотите пожелать участникам гала-концерта в 2006 году?
- Что можно пожелать молодым, у которых жизнь еще впереди? Работайте на свою биографию, потом она будет работать на вас. Один из путей здесь - художественное творчество. Так что дерзайте!
Вопросы задавала Роза ИВАНОВА

     

© 1999-2006 Казанский государственный университет