N 6. Апрель 2008
ТОЧКА ЗРЕНИЯ



Российское студенчество высказало свою точку зрения на Болонский процесс во время межрегиональной научно-практической студенческой конференции «Обучение и воспитание в вузах в контексте Болонского процесса», которая прошла в середине марта в Казанском университете.

Мероприятие организовало УСВР КГУ, его инициативу охотно поддержали другие вузы нашей страны, поскольку проблема изменения системы российского образования сейчас, пожалуй, самая дискуссионная. В Казань приехали около 40 гостей из Москвы, Воронежа, Самары, Твери, Нижнего Новгорода, Улан-Удэ, Киева…

- Приятно, что конференция обсуждает актуальный вопрос именно по инициативе студентов, - приветствуя участников, сказал ректор КГУ М.Салахов. - Когда мы начали внедрять балльно-рейтинговую систему в университете, то столкнулись с проблемами. Сейчас налажен диалог между студентами и преподавателями. Я считаю, что нужно найти оптимальное решение в зависимости от факультета и специализации. Ведь наша цель - повышение качества образования и конкурентоспособности выпускников.

Болонская система образования - благо для России, считает зам.министра образования и науки РТ Альберт Гильмутдинов. По его мнению, «Болонский процесс необходим для сохранения высоких образовательных стандартов российского образования. КГУ сделал еще один шаг к более плодотворному сотрудничеству студенчества и преподавателей».
- От Болонского процесса уже никуда не уйти, и надо извлечь из него максимальную выгоду, - сказал председатель Союза студентов и аспирантов КГУ Олег Туманов. - Необходим анализ оптимального вхождения российского высшего образования в европейское образовательное пространство.

Эта конференция - первая в цикле аналогичных под общим названием «Точка зрения». В дальнейшем планируется обсуждение других волнующих студентов проблем. За два дня работы проведено четыре секции и круглый стол по проблемам балльно-рейтинговой системы оценки знаний, внеучебной работы со студентами. Например, на секциях «Особенности учебного процесса: балльно-рейтинговая система оценки и система кредитов» и «НИРС: проблемы и пути решения», в частности, обсуждалась проблема, связанная с поездками студентов на научные конференции. Бывает так, что преподаватели ставят им прогулы, несмотря на то, что ребята в это время не бездельничают, а представляют интересы своего вуза на одном из российских форумов. Участники секций предложили три варианта решения: не засчитывать пропуски вообще, предоставить возможность отработки занятий либо воспользоваться системой бонусных баллов, которые можно получить за выполнение самостоятельного проекта.

На секции «Проблемы и возможности трудоустройства выпускников в условиях двухуровневого образования», помимо обсуждения проблем, заявленных в до-кладах, провели еще и деловую игру «Эффективный выпускник».

Секцию модерировали студент экономфака Михаил Вавилин и студентка Нижегородского госуниверситета Ирина Обухова. Представители СНО экономфака КГУ предложили проект создания и развития Информационного портала «Трудоустройство», где каждый сможет узнать всю информацию о процессе трудоустройства, задать вопрос и получить ответ на него. Участники конференции c интересом восприняли предложение по созданию online-тестирований на соответствие определенным должностям, пройдя которые каждый сможет узнать, стоит ли ему выбирать ту или иную работу.

Гости из Нижнего Новгорода поделились с участниками секции ценным практическим опытом организации Центра содействия трудоустройству выпускников. В частности, они предложили ввести должность менеджера по международному научно-техническому сотрудничеству, что позволило бы решать проблему «утечки мозгов».

Затем прошла деловая игра «Эффективный выпускник». Всех участников секции разделили на две команды и предложили разработать модель «эффективного выпускника», его успешной карьеры и публично защитить свои проекты.

Большой резонанс вызвала работа секции «Внеучебная работа со студентами в вузах», где было представлено наибольшее число докладов. Основная проблема обсуждения: БРС не должна препятствовать творческой деятельности студентов, потому что она предполагает развитие конкурентоспособной личности.

За два дня студенты смогли не только обсудить наболевшие проблемы, но и хорошо отдохнуть. Им очень понравилась Казань. Обсуждая результаты конференции с ректором КГУ, ребята не ограничились набором протокольных фраз, они высказали некоторые пожелания. Например, студентам хочется больше дискуссий, встреч с теми, кто внедряет БРС в университете. Свои идеи участники конференции выразили в резолюции, которую разослали ректорам ведущих научных центров России.

Конференция показала, что студенты готовы к конструктивному диалогу по насущным учебным проблемам.
Роман БАКАНОВ
Фото Руслана Бушкова, Алии Галимуллиной, Михаила Вавилина


БЛИЦ-ОПРОС

Каковы впечатления о конференции у наших гостей?

Константин, Удмуртский технический университет, Ижевск:
- Понравился активный диалог не только во время конференции, но и в общежитии, кафе, на экскурсии. Проблема только во времени: хотелось бы подробнее обсудить проблемы БРС и пообщаться не только с организаторами конференции, но и с преподавателями вуза.

Александр, УГТУ УПИ, Екатеринбург:
- Считаю, что подобные конференции стоит проводить, но желательно отвести на них гораздо больше времени. Его явно не хватило, чтобы обсудить все интересующие проблемы, принять участие в дискуссиях.

Ольга, МГИМО, Москва:
- На этой конференции мне было любопытно узнать, что балльно-рей-тинговая система введена не только в вузах таких крупных городов, как Москва или Казань, но и в небольших - Елабуге, Набережных Челнах, например.

Мария, Национальный технический университет Украины:
- Конференция - это точка опоры во взаимоотношениях преподавателя и студентов. Только на таких мероприятиях можно узнать, какие существуют проблемы и как можно их решить.

Игорь, Воронежский госуниверситет:
- Несмотря на то, что это была первая конференция, прошла она на высшем уровне: очень теплый прием, превосходная организационная программа, доброжелательная атмосфера. Надеюсь побывать здесь снова.
Опрос провела Наталья КОЛЮШКИНА, студентка отделения журналистики
     
   

© 1999-2008 Казанский Государственный Университет