N 10. Май 2007
архив
поиск
рассылки
о газете
свежий номер
содержание
пишите нам
ДЛЯ ВСЕХ ИЛИ ДЛЯ ИЗБРАННЫХ?

В России вводится двухуровневая система высшего образования

С 1 сентября в России планируется официально ввести европейскую двухуровневую систему высшего образования, сообщает РИА «Новости». Согласно законопроекту, одобренному правительством, оно будет состоять из бакалавриата и магистратуры при сохранении в некоторых вузах 5 - 6-летнего специального образования. Как пояснил глава Минобразования Андрей Фурсенко, все три уровня будут самостоятельными, со своими госстандартами и итоговой аттестацией.

Лицензирование, аттестация и госаккредитация вузов по программам каждого из уровней будут проводиться раздельно, сказал он. Между тем первый вице-премьер Дмитрий Медведев заявил, что двухуровневая система высшего образования может поставить в неравные условия выпускников при приеме на работу. Как отметил Медведев на заседании правительства, государству необходимо определиться, на каком уровне - в законе или в подзаконных актах - будут устанавливать приоритеты при приеме на работу выпускников вузов. «И бакалавриат, и магистратура, и специалитет дают одинаковые права на работу, но могут появляться специальные документы, которые установят определенный приоритет или предпочтения при приеме на работу», - заявил Медведев. По его мнению, многие работодатели в таком случае будут поступать по принципу: «хочу специалитета, а не хочу бакалавра». В связи с этим правительство должно определиться, как регулировать этот процесс. Если этого не сделать, «мы поделим выпускников на белых и прочих».
(«Вечерняя Казань»)

Как оценивают подобную инновацию в области отечественного образования наши преподаватели и работодатели? Сегодня мы обсуждаем эту тему с Ольгой Ильинской, зав. кафедрой микробиологии КГУ и куратором партнерского договора с университетом г. Гиссена (Германия).

- Ольга Николаевна, разночтения в формулировке «инновация» очевидны. Как Вы понимаете суть инновации?

- Инновация - новшество, ставшее товаром. Это может быть технология, продукт, система подготовки кадров, методика. Но она не бывает вечной. Когда-то генная диагностика была суперинновацией. А сейчас диагностика по этому методу проводится в рядовой консультации и выявляет предрасположенность, например, к синдрому Дауна. И это уже никого не удивляет. Так же и с образованием. Оно становится более гибким. Происходит диверсификация образования с тем, чтобы каждый выпускник имел более узкую специализацию и был как можно более востребованным.

Это не означает, что ученые в «чистом виде» исчезнут. Найти и описать новую форму жизни - это по-прежнему открытие. Но фундаментальная классическая наука должна быстрее и легче находить области практического внедрения. Современный мир требует мобильности, снятия языковых барьеров, участия в различных международных программах. А для вовлечения в этот процесс молодых ученых нужно еще со студенческой скамьи предоставить им возможность получить необходимые знания.

Некоторые протестуют против интеграции в мировую образовательную систему, но продолжать спокойно жить в «своем болоте» уже невозможно. Мобильность пока реализуется на уровне индивидуальных планов. Не каждый студент стремится получить элитарное образование, но те, для кого оно актуально, уже сегодня имеют все возможности осуществить свои планы. В недалеком будущем это станет доступно каждому.

- Известно, что даже с дипломами старого образца уезжали за рубеж. Когда появятся универсальные дипломы западного образца, не станет ли «утечка мозгов» массовым явлением?
- Не думаю. Сегодня усиливается тенденция к возвращению на родину. Ведь и в России сейчас много возможностей для ученых. А наш уровень образования известен настолько, что российские дипломы, исключая, пожалуй, только медицинские, и до внедрения двухступенчатой системы признавались на Западе.

- Зачем же тогда переходить на двухступенчатую, ведь это только добавит сложностей?
- Раньше уезжали работать, а не учиться. Теперь есть возможность начать освоение мирового пространства со студенческой скамьи, после третьего курса. Можно найти университет, где есть интересующее студента направление, поехать туда, поучиться некоторое время и вернуться в свой вуз. А потом выбрать место своей дальнейшей работы в любой стране. И все это в рамках Болонского процесса.

При сохранении высокого базового уровня классического образования есть возможность получить эксклюзивное образование. Конечно, оно обязательно не для всех. Но всем оно и не нужно. Нужно только тем, кого это интересует. Им-то и предлагается выбор и более широкий круг образовательных услуг в виде разнообразных магистерских программ вузов-участников Болонского процесса, в который мы тоже вошли.

Сопротивление включению в Болонский процесс было очень сильное и, по-моему, напрасное. Нас никто не заставляет уничтожать систему 5-летнего образования с выдачей диплома. Но, наряду со старой системой, надо развивать и новую, двухступенчатую.

- И где же можно устроиться на работу с дипломами нового образца?
- С сертификатом магистра я не вижу никаких проблем. Сложнее обстоит дело с выпускным документом бакалавра. Но, согласитесь, трудоустройство с «незаконченным высшим», чему этот документ соответствует в прежнем формате, было еще более проблематичным.

- Останутся ли различия между вузами, если все программы будут нивелированы?
- Базовое образование, вероятно, останется более или менее общим. Но, например, кафедра микробиологии биофака МГУ специализируется на фотосинтезирующих бактериях, а биофака КГУ - на микробных ферментах. Таким образом, направления магистерских программ могут принципиально различаться. И это хорошо. А если мы будем упорствовать в сохранении исключительно старой системы, то своими руками перекроем нашим детям возможность общаться со всем миром.
Беседовала Мария ГЕРАСИМОВА


КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ОБЪЯВЛЯЕТ: КОНКУРС:
на замещение вакантных должностей профессорско-преподавательского состава:
доцентов кафедр: общей физики, физической химии (0,5),
ассистентов кафедр: теории и истории государства и права, романо-германской филологии,
преподавателей кафедр физического воспитания и спорта (2).

Срок подачи заявлений - один месяц со дня публикации объявления. Заявления на имя ректора вместе с документами принимаются в учебном отделе КГУ (комн. 110 А гл. здания).

     

© 1999-2007 Казанский Государственный Университет