N 12. Июнь 2006
архив
поиск
рассылки
о газете
свежий номер
содержание
пишите нам
НЕТ НЕПРИСТУПНЫХ КРЕПОСТЕЙ



В самом первом номере этого года на страницах газеты появилась новая рубрика «Под знаком качества», посвященная проблемам совершенствования учебного процесса в КГУ. В ней газета поместила серию публикаций, которую сегодня продолжает статья профессора Л.Попова. Надеемся, что повышение престижа Казанского университета в образовательном сообществе - это как раз та тема, которая долго не будет сходить с газетных полос. Какой поворот она найдет на июньской конференции «Образовательная деятельность Казанского университета в современных условиях»? Об этом мы расскажем
в следующих номерах газеты.


Проблема: можно ли образовательную деятельность в очередной раз изменить так, чтобы она стала более эффективной, инновационной?

Гипотеза психологическая: Можно! Только в этом случае традиционное понимание инновации, связанное в нашем университете, прежде всего, с фундаментальной ориентацией на успехи в естественных науках, должно переместиться на самого студента - субъекта образовательного процесса.

Внимание организаторов учебного процесса и педагогов должно быть направлено в равной степени и на новые методы, методики, технологии обучения, и на поддержку внутренней мотивации студента, чтобы он страстно хотел овладеть знаниями, получить дополнительную подготовку по другим специализациям, специальностям.

Итак, студент в этом случае должен сам ставить себе цели, формировать задачи и предлагать новые способы решения уже имеющихся.

Азбучная истина: студент должен быть не сосудом, который наполняют в университете знаниями, а факелом, к которому преподаватель подносит искру, чтобы тот загорелся.

К сожалению, «сосудов» больше, чем «факелов». Отсюда ряд серьезных трудностей на пути к качеству образовательной деятельности.

Первая. Хотя университет не школа, но и здесь, к сожалению, много времени преподаватели тратят на отстающих, а не на одаренных. Лекции читаются для средних, иначе плохо подготовленные студенты ничего не усваивают. Семинары устраивают для того, чтобы средненькие могли проговорить то, что сильные уже давно усвоили.
И если мы хотим двигаться по инновационному пути, то должны помнить: инновация - это развитие, а развитие - это творчество. Творчество студента - это постоянное побуждение его к новому, создание нового. Новое в образовательном процессе имеет две линии существования: создание нового содержания и создание новых технологий.

Создать новое содержание - значит побудить студента в ходе научного исследования дойти до научного результата. Здесь он вместе с руководителем участвует в решении серьезной научной проблемы.

Создать новую технологию - значит придумать новый способ решения имеющейся проблемы, разработать учебный тест, внедрить технические средства в освоение имеющегося.

Более простой путь подтягивания отстающих - увеличение объема их самостоятельной работы, чтобы средненькие за счет резерва времени могли дотянуться до сильных в овладении знаниями.

Сильные же это время могут потратить на научные исследования, создание новых технологий, развитие художественных способностей и получение спортивных результатов.

Трудность вторая. Качественная подготовка ведется в условиях крайней неопределенности спроса на специалистов-выпускников. Студенты говорят: кому нужна наша качественная подготовка, если ко времени окончания университета нам никто не готов предложить работу по специальности.

Движение по инновационному пути предполагает, что творчески подготовленная личность - это человек, который может создавать что-либо, принимать решения в ситуации полной неопределенности.

Да, сейчас выпускнику трудно вписаться в рыночное хозяйство, если он все годы учебы был «сосудом» и заботился лишь о том, чтобы наполнить себя знаниями, если студент боязливо считал: вот получу все знания, тогда и начну работать.

Любое производство, любая фирма, исключая научно-исследовательский институт и образовательные учреждения, - это каждодневное столкновение с реальными производственными ситуациями. Часто принятие оптимального решения требует от человека знаний по разным наукам, включая практико-ориентированные знания, требует развития чувства ответственности, способности к риску, наконец, интуитивного чутья, работы по согласованию своей позиции с позициями других сотрудников, умения доказать вышестоящему начальнику, что принятое решение - единственно правильное.

Всему этому в университете не учат, отсюда ты - наполненный «сосуд», но неизвестно, для какой сферы жизни.

Конечно, фундаментальная подготовка студентов - это наше достижение, но это лишь 50% знаний, которые могут потребоваться выпускнику. Другие 50% должны быть им освоены самостоятельно. Более того, наша педагогическая задача - побуждать студентов самостоятельно добывать знания.

Уже в студенческие годы необходимо овладеть компьютером, двумя-тремя иностранными языками, основой менеджмента, базовыми знаниями в экономике, праве, психологии, иметь представление об отрасли, фирме, управлении, учреждении, куда ты планируешь войти. Чтобы войти туда, надо уже в студенческие годы начать бомбардировать этот бастион. И помнить: нет неприступных крепостей, а есть любовь к работе, желание принести пользу, профессиональная компетенция и этическое совершенство, которые всегда дадут свои плоды, помогут достичь подлинного успеха в жизни.
Леонид ПОПОВ, профессор, декан факультета психологии
Фото Д. Акчурина

     

© 1999-2006 Казанский государственный университет