N 11. Июнь 2007
архив
поиск
рассылки
о газете
свежий номер
содержание
пишите нам
АРИФМЕТИКА БАКАЛАВРИАТА

В начале года вузовскому сообществу был представлен макет ГОСа третьего поколения.

А в марте прошло заседание Правительства РФ по вопросу введения двухуровневой подготовки. Реформа образования России вступает в решающую фазу, и поэтому вопросы содержания бакалавриата и определения его профильной компоненты сейчас очень остры.


При обсуждении положений Болонского процесса мало внимания уделялось вопросам профильной подготовки. Устоялось мнение, что специалисты бывают «разные», а бакалавр «одинаковый». Другими словами, речь шла только о бакалавре общего назначения.

Фактически это противоречит основам реформы высшей школы РФ, ведь бакалавриат - это полноценное высшее образование, и все три уровня высшей школы равнозначны при устройстве на работу. Возникает вопрос: бакалавриат - это 4 года подготовки или 3 года плюс 1, или 2 года плюс 2, или 1 год плюс 3? Вопрос далеко не простой. Он связан с определением индивидуальных траекторий обучения студентов и типов бакалавров.

В макете ГОСа третьего поколения обозначена профильная подготовка бакалавра. Программа бакалавриата отличается фундаментальностью, а профильная подготовка играет роль региональной компоненты и позволяет «затачивать» бакалавра на конкретные производства или области науки. Определение типов бакалавров регулируется факультетами и зависит от выбора студентами своей образовательной траектории.

В самом общем виде можно выделить несколько основных типов бакалавров: бакалавр общего назначения, академический бакалавр, профильный бакалавр.

Бакалавр общего назначения не ориентирован конкретно на выбор той или иной профессии и не предполагает обучения в магистратуре. Этим он отличается от академического бакалавра, у которого есть возможность поступить в магистратуру в рамках своего направления подготовки. Профильный бакалавр заинтересован в получении квалификации в одной или нескольких областях и планирует работать по направлению подготовки, не ставя целью (по крайней мере, на начальном этапе своей карьеры) продолжение обучения в магистратуре.

Таким образом, при формировании учебного плана подготовки бакалавра кафедра должна определить число образовательных траекторий. Руководствоваться при этом надо требованиями ГОСа и потребностями региона, в котором работают выпускники.

Основная образовательная программа предусматривает изучение следующих циклов: Б.1 - гуманитарный, социальный и экономический; Б.2 - естественнонаучный; Б.3 - профессиональный цикл; Б.4 - практика и/или научно-исследовательская работа.

Каждый цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная часть должна включать модули (дисциплины) по выбору студента. Учитывая вариативность подготовки бакалавра, требования ГОСа третьего поколения и потребности региона, целесообразно и оптимально при разработке программы бакалавриата по направлению «журналистика» факультета ЖС КГУ применить схему 2 года + 1 год + 1 год.

В начальный этап подготовки (2 года) предлагается включить основные курсы по циклу Б.1 и Б.2, часть дисциплин цикла Б.3 и Б.4, а в середине второго года обучения провести работу по определению образовательной траектории студента. На втором этапе подготовки (1 год), как мне представляется, необходимо разделить бакалавров на 2 потока. Первый - академический и общего назначения, поток второй - бакалавр профильный.

В первом потоке следует сделать «упор» на приобретение ключевых компетенций в области редакторской, проективно-аналитической и организационно-управленческой деятельности (дисциплины по выбору).

Профильным бакалаврам будут интересны дисциплины, нацеленные на приобретение ключевых компетенций в области авторской, социально-организационной и производственно-технологической деятельности. Основой подготовки программы профильного бакалавра должен стать принцип конвергентной подготовки для всех типов СМИ.

На третьем этапе подготовки (1 год) уже можно выделить академических бакалавров из общего потока. Основанием такого выделения станет поступление в магистратуру и работа в бизнесе и органах власти (не журналистский профиль).

У профильных бакалавров идет выделение по типам работы: газета и журнал, телевидение и радио, интернет, связь с общественностью.

Разумеется, понятие «год подготовки» чисто условно. Регулирование научно-исследовательской деятельности, организация и проведение учебных и производственных практик трактуется широко. Но при этом программа подготовки бакалавра должна учитывать выбор студентом своей образовательной траектории.
Виктор ЕГОРОВ, начальник ИАО УНО КГУ, ст. преподаватель кафедры теории и практики ЭСМИ факультета ЖС



Мнение

Михаил Щелкунов, и.о. декана философского факультета:
- Цели и ценности общества ХХI века далеки от целей классического образования. Общество не ищет фундаментальных знаний - ему нужны технологические навыки типа «здесь и сейчас». Оно не жаждет идеалов духовности и нравственности - людям нужен билет на рынок труда. Большинство молодых людей предпочитают глубине знания поверхностность мысли, красивую внешнюю упаковку, полуразвлекательный характер образовательной атмосферы. Общество требует от университетов трансформироваться из академической в экономическую корпорацию, которая действует по принципу «Что не продается, то не преподается!». Общественный ветер дует не в сторону классического образования. И это надо принять как непреложный факт. По существу, классический университет поставлен перед проблемой выживаемости.

Да, альтернативы Болонскому процессу нет. Но значит ли это, что университетское сообщество должно брать «под козырек» перед всеми новациями, которые он несет? Думаю, нет. В противном случае мы очень быстро растеряем все традиции российского классического образования. Не лучше ли занять позицию конструктивного компромисса, оппонируя болонским реформам там, где они явно дискредитируют ценности классического образования? При этом необходимо изыскивать любые возможности для сохранения этих ценностей в новых условиях.

Формула классического университетского образования давно известна: фундаментальность, гуманитарность, междисциплинарность. Следовательно, в той мере, в какой мы будем поддерживать эти начала нашей деятельности, и будет сохраняться классический тип образования.

     

© 1999-2007 Казанский Государственный Университет