N 15. Сентябрь 2006
архив
поиск
рассылки
о газете
свежий номер
содержание
пишите нам
КАК ЗАРАБОТАТЬ НА ПЯТЕРКУ?

В сентябре часть факультетов КГУ переходит на балльно-рейтинговую систему оценки знаний студентов.

Представляя собой компоненту системы зачетных единиц, балльно-рейтинговая модель оценки знаний вводится в действие во исполнение приказа Министерства образования и науки РФ № 215 от 29.07.2005 г. «Об инновационной деятельности высших учебных заведений по переходу на систему зачетных единиц». Казанский университет еще с 1 сентября прошлого года вошел в число образовательных учреждений высшего профессионального образования, участвующих в инновационной деятельности по переходу на систему зачетных единиц (академических кредитов). Предложенная балльно-рейтинговая система разработана с учетом опыта других вузов страны, в том числе Казани, а также с учетом наибольшей совместимости с системой зачетных единиц. Главная ее цель - активизировать учебную работу студентов и повысить их мотивацию к занятиям в течение всего семестра.

В настоящее время два факультета - экономический и экологический - параллельно внедряют в учебный процесс (в рамках внутриуниверситетского эксперимента) систему зачетных единиц и балльно-рейтинговую систему оценки знаний. По результатам работы уже можно сказать, что новая система оценки знаний студентов, разработанная сотрудниками Учебно-методического управления совместно с преподавателями экономического факультета (доц. Е.Балашовой, проф. С.Мокичевым) на основе требований Федерального агентства по образованию, дает эффективные результаты и хорошо вписывается в систему зачетных единиц.

Следует отметить ряд преимуществ рейтинговой системы:
1. Совершенствование организации и планирования образовательного процесса посредством повышения значимости индивидуальных форм работы со студентами.
2. Упорядочение системы контроля знаний студентов, выработка единых требований к оценке знаний в рамках каждой отдельной учебной дисциплины.
3. Повышение мотивации студентов к ритмичной учебной работе в течение всего семестра.
4. Получение дифференцированной и разносторонней информации о качестве и результативности обучения, а также о персональных достижениях студентов для их морального и материального поощрения (рекомендация для поступления в магистратуру и аспирантуру, присуждение грантов для обучения и направление на стажировки, назначение стипендий, преимущества при распределении и др.).
5. Выявление перспективных направлений совершенствования учебно-методической и научно-методической работы преподавателей.
6. Устранение причин конфликтов по поводу уровня оценки знаний: преподаватель не ставит отметку, а фиксирует то, что студент заработал.

Основой для определения рейтинга студента являются интегральные рейтинговые показатели, порядок формирования которых следующий:
  • рейтинговые показатели по каждой из дисциплин, изучаемых в течение семестра (Р дисц.);
  • средневзвешенный рейтинговый показатель за семестр (СВР);
  • средний рейтинговый показатель, достигнутый за учебный год (СР);
  • итоговый рейтинговый показатель, достигнутый студентом за все годы обучения в университете.

    Рейтинг дисциплины зависит от объема дисциплины, который должен быть учтен при расчете средневзвешенного семестрового рейтинга путем введения соответствующего часового коэффициента в зависимости от общего объема курса: 36 часов = К1, 72 часа = К2 и т.д.

    Таким образом, средневзвешенный семестровый рейтинг студента можно вычислить по формуле:

    где Р1 - рейтинг дисциплины, а К1 - его числовой коэффициент, Р2 - рейтинг другой дисциплины и т.д.

    Балльно-рейтинговая система оценки знаний, принятая в КГУ, имеет ряд особенностей. Во-первых, преподаватель сам устанавливает количество баллов по дисциплине, которую он преподает.

    Во-вторых, сопоставимость рейтинговых показателей студента по разным дисциплинам и блокам академического рейтинга обеспечивается посредством принятия единого механизма оценки знаний студентов, выраженного в процентах, согласно которому 100% - это полное усвоение знаний по учебной дисциплине, соответствующее требованиям учебной программы. Если студент получает рейтинговую оценку ниже 100 %, то это означает, что какая-то доля от общего необходимого объема знаний студентом не усвоена.

    В-третьих, максимальный результат, который может быть достигнут студентом по каждому из блоков рейтинговой оценки - 100% (без учета поощрения студентов за участие в научной деятельности или особые успехи в изучении дисциплины).

    Интегральные рейтинговые показатели формируются на основе оценки знаний студента по изучаемым дисциплинам в течение семестра (Блок 1), по итогам зачетно-экзаменационных испытаний (Блок 2) и оценки социальных характеристик студента (Блок 3).

    Все три блока оценки при расчете интегральных рейтинговых показателей учитываются в зависимости от значимости каждого из Блоков.

    Приняты следующие коэффициенты значимости для Блоков оценки:
  • результаты текущего контроля знаний (Блок 1). Коэффициент значимости - 0,5;
  • результаты зачетно-экзаменационной сессии (Блок 2). Коэффициент значимости - 0,4;
  • оценка социальных характеристик студента (Блок 3). Коэффициент значимости - 0,1.

    Результаты текущего контроля знаний студента являются показателем того, как студент работал в течение семестра. Оценка работы студента в течение семестра осуществляется ведущим преподавателем в соответствии с разработанной им системой контроля за усвоением различных разделов изучаемого курса. Система контроля может сочетать как письменные, так и устные, как групповые, так и индивидуальные формы. Преподаватель обязан вести журнал учета успеваемости студентов.

    Также до сведения студентов в начале семестра в обязательном порядке должна доводиться информация о максимальном количестве баллов, которое можно получить по каждому курсу, и о минимальном, ниже которого студент не может претендовать на допуск к зачету или экзамену по курсу. Преподаватель обязан информировать студентов о результатах каждого контрольного среза, о достигнутом уровне успеваемости (в процентах) по предмету на разных этапах семестра.

    В течение семестра преподавателем должно быть проведено не менее двух письменных контрольных проверок знаний каждого студента учебной группы, в зависимости от объема курса. Контроль за усвоением учебного материала должен быть равномерно распределен в течение семестра и согласован с контролем по другим читаемым дисциплинам.

    Результирующей оценкой по Блоку 1 является сумма баллов всех форм контроля в течение всего цикла изучения дисциплины, переведенная в проценты.

    Если студент по отдельной дисциплине в течение семестра набрал менее 40%, он к зачету и экзамену не допускается. С другой стороны, рейтинговая система предусматривает поощрение студентов за участие в научной деятельности или особые успехи в изучении дисциплины. В том случае, когда студентом по Блоку 1 набрано 100% обязательных работ, ему могут начисляться дополнительные проценты (не более 60 %).

    Рейтинговым показателем по Блоку 2 является оценка, полученная студентом на экзамене или зачете (если изучение дисциплины в семестре заканчивается зачетом). Каждая из изучаемых дисциплин заканчивается либо зачетом, либо экзаменом.

    Ответ студента на экзамене или зачете оценивается в процентах с учетом шкалы соответствия рейтинговых оценок пятибалльным оценкам.

    При получении студентом на экзамене или зачете неудовлетворительной оценки в ведомости в графе «Отметка о сдаче зачета/экзамена (%)» выставляется 0 %, а интегральным рейтинговым показателем в этом случае является сумма оценок работы студента в семестре и социальной характеристики студента. Если студент набрал в семестре 60 % и выше от общего числа баллов по дисциплине, зачет выставляется ему автоматически, а в ведомость проставляется отметка о сдаче зачета и соответствующий рейтинговый балл. Студент получает экзамен «автоматом», если он набрал в семестре 90 % от общего числа баллов по дисциплине. В ведомость проставляется экзаменационная оценка «Отлично» и соответствующий ей рейтинговый балл.

    Принятая шкала соответствия рейтинговых оценок пятибалльным оценкам: 100% - 90% - «отлично»; 89% - 75% - «хорошо»; 74% - 60% - «удовлетворительно»; менее 60% - «неудовлетворительно».

    Пример расчета рейтинговых показателей каждой из дисциплин, изучаемых в течение семестра:
    1. Принимаем максимальное количество баллов, которое студент может получить в течение семестра, за 100%. Методом пропорции можно вычислить процент баллов, набранный студентом по данной дисциплине в течение всего семестра (например, 88,6%). Так как коэффициент значимости Блока текущего контроля знаний равен 0,5, то полученный процент необходимо умножить на 0,5: (88,6 х 0,5 = 44,3). Рейтинговый показатель работы студента в семестре по данной дисциплине в приведенном примере равен 44,3.

    2. Процент, полученный студентом на зачете/экзамене, необходимо умножить на коэффициент 0,4, так как коэффициент значимости Блока зачетно-экзаменационной сессии равен этому значению. Например, если студент получает на экзамене 70 % (оценка «удовлетворительно»), то рейтинговый зачетный/экзаменационный показатель равен: (70% х 0,4 = 28).

    3. Оценку социальных характеристик студента (в процентах) умножаем на 0,1, так как коэффициент значимости этого Блока равен 0,1. Рейтинг оценки социальных характеристик студента в нашем случае равен 100% х 0,1 =10.

    4. Рейтинговый показатель каждой из дисциплин, изучаемых в течение семестра, находится как сумма рейтингового показателя работы студента в семестре (в приведенном примере - 44,3), рейтингового зачетного/экзаменационного показателя (в приведенном примере - 28) и рейтинга оценки социальных характеристик студента (в данном случае - 10).

    Таким образом, рейтинг студента при освоении дисциплины в приведенном примере равен: 44,3 + 28 + 10 = 82,3, что соответствует итоговой оценке «хорошо».

    Организационное, методическое и информационно-аналитическое обеспечение академического рейтинга студентов осуществляют деканаты факультетов и предоставляют данные для анализа в Учебно-методическое управление КГУ.

    Ответственность за осуществление академического рейтинга преподавателями, заполнение ими рейтинговых ведомостей, а также за полноту, достоверность и своевременность предоставляемой в деканаты информации как в бумажном, так и в электронном виде возложена на кафедры. Информация по Блоку 1 должна предоставляться в деканаты помесячно, не позднее 5-го числа следующего месяца.

    Деканатами осуществляется информирование студентов о достигнутом рейтинге за семестр в целом и по дисциплинам, изучаемым в течение семестра. В целях повышения мотивации студентов к получению глубоких и прочных знаний, к общественной активности и постоянному личному совершенствованию достоянием гласности является информация о студентах, вошедших в группу «Лучшие студенты университета» (с рейтинговыми показателями 90% - 100%), «Лучшие студенты факультета/института» (с рейтинговыми показателями от 80% - 100%), а также о тех поощрениях, которые получили студенты по итогам академического рейтинга в учебном году.
    Владимир БУХМИН, проректор - начальник Учебно-методического управления, Лейла ГАБДРАХМАНОВА, начальник отдела управления качества образования, Евгения СОКОЛОВА, сотрудник отдела
  •      

    © 1999-2006 Казанский государственный университет