N 16. Сентябрь 2006
архив
поиск
рассылки
о газете
свежий номер
содержание
пишите нам
ОБМАННЫЙ БИЗНЕС, ИЛИ ПОЧЕМ «СЫР В МЫШЕЛОВКЕ»

«Пишу дипломы, рефераты, курсовые…»
Подобные объявления можно увидеть где угодно, даже на мусорных контейнерах. В КГУ их регулярно снимают, но они, как сорняки, «вырастают» снова и снова. А в преддверии летней сессии бойкие студенты раздавали прямо в университетских корпусах и на сковородке рекламки с предложением написать курсовую или диплом. Причем не только студентам, преподавателям тоже кое-что перепало…


Но все это лишь вершина айсберга. Сам он затерялся в глубинах интернета. Здесь существует целая «индустрия» по производству столь необходимого населению «продукта». Развитая сеть интернет-магазинов наперебой предлагает свои услуги. Заказать можно практически все: от простой контрольной по математике до докторской диссертации. Расценки тоже известны: за реферат (15-20 стр.) требуют от 500 рублей, курсовая работа (30-35 стр.) «потянет» минимум на 1000 руб., дипломная, естественно, обойдется дороже - от 5000 руб. На диссертации цены договорные. Все работы авторские. Так, по крайней мере, утверждают те, кто берется выполнить заказ. Для «малообеспеченных» студентов существуют интернет-магазины готовых дипломов и курсовых. Своеобразный second hand.

Владельцы интернет-магазинов предоставляют скидки постоянным клиентам, принимают любые формы оплаты, выдают кассовые чеки (!), предлагают воспользоваться услугами консультанта, который объяснит суть «вашей» работы, а также курьерской службы. Каждая уважающая себя фирма не только просит заполнить бланк заказа с подробным изложением всех требований, но и дает гарантию, которая «заключается в бесплатной доработке и учете пожеланий», а в случае отрицательной оценки - и в «возврате денег покупателю». В глобальной сети можно найти и реальные адреса офисов (в основном московских) со схемой их расположения.

Ну и, конечно, фирмы не забывают рассказать о том, какие замечательные у них сотрудники (как правило, кандидаты наук), «знания которых не востребованы в современной жизни».

И еще одно уточнение: список дисциплин, по которым предлагают написать курсовую или дипломную работу, обычно стандартный. Это экономика, юриспруденция, биология, химия, экология, география, филология, психология, педагогика. По физике и математике - только решить контрольные работы.

Вряд ли стоит обольщаться, читая подобные предложения. Даже заплатив за «сыр», можно легко оказаться в мышеловке.

Вот откровения некоторых посетителей форума www.ksu.ru/gazeta/forum/. (Напомним, в июне мы вынесли на обсуждение тему покупки - продажи курсовых и дипломных работ.)

Тимур: Никогда не знаешь, какого качества диплом или курсовую ты получишь. Один мой знакомый заказал диплом и в итоге не защитился, так как эту работу даже не допустили к защите. А заплатил 6 тысяч! Лучше уж самому с месяц посидеть и получить нормальную оценку.

Н.И: Очень жаль, что подобное явление существует в рамках современного образования. Без сомнений, это приводит к увеличению некомпетентных дипломированных спецов. А потом мы удивляемся, почему падают самолеты, рушатся сооружения, только что введенные в эксплуатацию, гибнут люди из-за врачебных ошибок…

Студент: А чему удивляться, если те же самые преподаватели и пишут за деньги курсовые?.. Может, для начала их моральные принципы пересмотреть? Если бы не было возможности курсовую купить, пришлось бы ее самому делать!

Ольга: Конечно, покупка диплома обойдется дешевле, чем подарки на каждом экзамене. Но сам факт получения образования и общение на каждой лекции с преподавателем не купишь ни за какие деньги.

Burningsun aka sun: Если человек учится на внебюджете и при этом работает, то (к тому, что он покупает курсовые работы. - прим. авт.) нормально отношусь. Как говорится, чего от него хотеть? Либо работа, либо учеба, иначе копыта того… Если бюджет и не работает - плохо отношусь.

Не знаю, как в других вузах, а в КХТИ существует традиция взаимной поддержки. Если попросить друзей, знакомых, то помогут и без денег, но все взаимно! Помогут тебе, поможешь и ты потом.

Покупать что-то, учась в таком вузе, как КГУ, считаю кощунством. Единственный универ для тех, кто и впрямь желает учиться. Правда, это не касается особо престижных факультетов, где многие учатся только для престижа как такового.

Керпе: Сама пишу на заказ. Неплохие деньги можно заработать в сезон. Иногда складывается впечатление, что в городе вообще сам никто не пишет дипломы. Мое мнение субъективное - мне лично от этого хорошо, а за науку обидно. Хотя тот, кто мог бы написать действительно хорошие работы, их и пишет сам. А какая разница, кто написал плохую работу: чужой дядька или сам студент?

Наташа: Отрицательно! Что за безобразие!!! Не у всех студентов есть деньги на покупку дипломов и курсовых, почему одним можно, а другим нельзя!

А вот что думают те, кому приходится читать студенческие «произведения», иногда умные и талантливые, а иногда… те самые, о которых сейчас ведем речь.

М.М, доцент одного из казанских вузов: Курсовые, дипломные, кандидатские, докторские… Все это пишут и будут писать на заказ, потому что зарплаты маленькие (кандидат наук получает меньше 6 тысяч). Потому что есть спрос. Бессмысленно бороться с теми, кто зарабатывает таким образом себе на хлеб.

Все зависит от квалификации научных руководителей, оппонентов, рецензентов, Научных советов по защите диссертаций и ВАКа. Это их задача - не допустить до защиты некачественную работу. Я с уверенностью могу сказать, что хорошую, самостоятельно написанную работу всегда можно отличить от той, которая сделана «на заказ» или скачана из интернета.

Кстати, если студенческая работа является грамотной, продуманной компиляцией 15-30 источников (неважно, обычная это литература или интернет-ресурсы), то, на мой взгляд, ее уже нельзя назвать плагиатом. В наше время информационная культура приобретает все большее значение. Умение ориентироваться в огромном потоке информации, извлекать нужное, отделять зерна от плевел сегодня ценится не меньше, чем умение самостоятельно мыслить. Большинство студенческих работ - это в той или иной степени пересказ чужих мыслей своими словами. Так зачем же портить чужой текст, коряво пересказывая его?

Лев Чулюкин, доцент юрфака КГУ: Это просто безобразие. С этим надо что-то делать. И заниматься этим вопросом должны организации, решение которых будет иметь обязательное юридическое значение.

Добро бы люди, которые оказывают услуги по написанию курсовых и дипломных работ, работали качественно. Примерно в 7 случаях из 10 пишут такую дребедень, что за голову хватаешься. Еще хуже, чем в интернете. Сейчас этих людей даже привлечь не за что. Юридически все абсолютно чисто: один оказывает услуги, другой этими услугами пользуется. Единственное, за что можно привлечь, - за неуплату налогов. Юридически и это легко обойти: получить лицензию, к примеру, на «выполнение услуг в сфере интеллектуальной деятельности». И попробуй тогда поймай. Попробуй докажи, что человек пишет за кого-то курсовые и дипломные. Он всегда сможет сказать, что помогает в сборе литературы, в составлении планов для работы, консультирует.

Когда начинаются деньги, заканчивается этика. Я без предрассудков. Считаю, если человек честно работает, пусть работает. При этом качество образования, естественно, падает. Нужны ли нам такие специалисты? Конечно, нет!

Ольга Ильинская, зав. кафедрой микробиологии КГУ, профессор: У нас экспериментальная работа, поэтому на нашей кафедре не может быть ничего подобного. Я вам это абсолютно гарантирую. Каждого студента-микробиолога знаю лично. Первокурсники мечтают о том, чтобы поработать в лаборатории, но я сразу предупреждаю, что будут допущены только те, которые сдадут сессию на «отлично». К окончанию каждый из наших дипломников имеет по 5-6 публикаций. Наши студенты постоянно получают гранты, именные стипендии, выигрывают конкурсы.

Мурат Тагиров, зав. кафедрой квантовой электроники и радиоспектроскопии КГУ, профессор: В этом году все наши магистранты защитились на «отлично». Я вышел с защиты с чувством глубокого удовлетворения (как говорил наш генеральный секретарь). Работы получились качественные, несмотря на то, что в лаборатории и на кафедре шел ремонт. Я категорически против дипломных и курсовых, написанных «на заказ», потому что смысл образования теряется. Мы же готовим специалистов. А как они дальше работать-то будут?

Те, кто продает курсовые и дипломные, обманывают государство, прежде всего. Но, самое главное, они обманывают тех молодых покупателей, которые считают, что таким образом можно получить высшее образование. А к любому обманному бизнесу у меня отношение отрицательное.

Я сомневаюсь, что можно вычленить одну эту проблему из ряда подобных и только ее решить. Нужны глобальные перемены в стратегии высшего образования. А не те реформы, которые нам навязывал один министр образования, теперь другой навязывает. Таким образом мы лишь поломаем систему образования, которой завидовали многие университеты мира. Ее можно трансформировать, улучшать эволюционно, и в том числе решая эту конкретную проблему.

У преподавателя должна быть достойная зарплата, которой бы он дорожил и всегда сравнивал, что ему дороже: получить сиюминутные сто долларов либо сохранить уважение коллег, незапятнанное имя. Надо экономически сделать так, чтобы он всегда выбирал в пользу достойного, а не дутого авторитета.
Лариса БУСИЛЬ

     

© 1999-2006 Казанский государственный университет