N 15. Сентябрь 2007
архив
поиск
рассылки
о газете
свежий номер
содержание
пишите нам
У ФАКУЛЬТЕТОВ СТАЛО БОЛЬШЕ СВОБОДЫ

Много споров и обсуждений в КГУ вызвало введение балльно-рейтинговой системы (БРС). Она апробировалась на некоторых факультетах.

Напомним, что инновационная деятельность российских вузов по внедрению системы зачетных единиц (академических кредитов) является одним из обязательных условий встраивания российского высшего образования в общеевропейское пространство.

КГУ входит в число университетов страны, участвующих в эксперименте по переходу на обучение в системе зачетных единиц, и это предполагает множество изменений в организации учебного процесса, среди которых - оценка знаний студентов не в традиционной, а в балльно-рейтинговой системе (БРС).

В прошлом учебном году в рамках эксперимента БРС была введена на экономфаке, геоэкофаке, биофаке, геофаке и в Химическом институте.

Эти факультеты работали в новом режиме весь учебный год. Было издано временное Положение о балльно-рейтинговой системе оценки знаний студентов КГУ, регламентирующее ее функционирование. Экспериментировать старались осторожно, не забывая о принципе «не навреди». Но в любом новом деле не исключены ошибки.

После летней сессии представители всех факультетов, попробовавших работать в новой системе оценки знаний, собрались и обсудили итоги работы. Все факультеты представили свои предложения и замечания по поводу функционирования системы. Следует отметить, что механико-математический факультет КГУ уже более 10 лет работает в БРС, разработанной факультетом самостоятельно. Опыт мехмата, предложения преподавателей этого факультета также были учтены.

Мы благодарим всех преподавателей университета, не оставшихся равнодушными к введению БРС в КГУ, представивших свои конструктивные предложения в Учебно-методическое управление и принявших участие в обсуждении системы на Ученом совете университета, на факультетских семинарах, на заседаниях рабочей группы по доработке БРС.

В результате этого было создано переработанное Положение о БРС КГУ, которое к началу нового учебного года будет роздано на все кафедры университета. В настоящее время новый вариант Положения представлен на сайте УМУ КГУ.

Положение о БРС КГУ в новой редакции имеет ряд принципиальных отличий от предыдущих двух редакций.

Во-первых, оно предусматривает достаточно большую степень свободы факультетов в плане проработки деталей. Ведь известно, что специфика работы, например, гуманитарного и естественно-научного факультетов различны, и это нужно учитывать.

Во-вторых, внесены существенные изменения в содержательную часть документа. Теперь рейтинговые показатели по дисциплинам формируются на основе двух блоков - работы студентов в семестре и результатов экзаменационных испытаний. Блок оценки социальных характеристик отсутствует.

То есть поведение и посещаемость не будут оцениваться отдельно. Упрощен подсчет баллов, а также изменена шкала соответствия стобалльных оценок традиционным. Однако в связи с необходимостью приближения российской системы оценок к международной традиционная пятибалльная шкала дополнена двумя промежуточными оценками: «очень хорошо» и «посредственно».

Еще одно важное изменение: итоговый рейтинг студентов (за все годы обучения) решено подсчитывать только начиная с третьего семестра, что позволит первокурсникам безболезненно пройти процесс адаптации к непривычным для них условиям обучения в вузе.


В течение семестра преподавателем должно быть проведено не менее одной письменной контрольной проверки знаний, возможно, в виде компьютерного тестирования с использованием внутриуниверситетской интерактивной среды «Синтез». Разумеется, преподаватели вправе проводить более одной контрольной (но не более трех), о чем они обязательно должны сообщить студентам с указанием примерных сроков проведения этих контрольных работ и их содержания.

Среди нововведений - возможность для студентов один раз переписать одну из неудачно выполненных контрольных работ по каждой дисциплине (по выбору студента). При этом прежние баллы, полученные за работу, аннулируются, и выполненная работа оценивается заново. Информация о студентах, вошедших в группу «Лучшие студенты университета» и «Лучшие студенты факультета/института», и о поощрениях, которые получили студенты по итогам академического рейтинга в учебном году, будет публиковаться на сайтах факультетов.

Для всех первокурсников с 1 сентября введена БРС.

Факультетам, которые только начинают ее внедрять, будет гораздо легче, так как они имеют возможность использовать положительный опыт, накопленный в ходе эксперимента прошлого учебного года.

Разумеется, в ходе работы будут возникать новые вопросы, новые предложения, новые приемлемые решения, но ведь «дорогу осилит идущий». А опыт других российских вузов и опыт отдельных факультетов КГУ показывает, что использование БРС приносит значительные положительные результаты, важно лишь найти оптимальный вариант ее применения, учитывая специфику нашего университета.
Лейла Габдрахманова, начальник Учебно-методического управления

     

© 1999-2007 Казанский Государственный Университет