N 19. Ноябрь 2005
архив
поиск
рассылки
о газете
свежий номер
содержание
пишите нам
КОМУ НУЖНА ЭТА ПРАКТИКА?

Извечный студенческий спор: одни сетуют, что учение не приносит удовольствия, другие упиваются чувством радости от того, что учатся любимому делу.Тема учебных практик для журналиста - благодатная тема. От результатов первой встречи студента с избранной специальностью зависит многое во всей его дальнейшей жизни и работе. Приобщение к ней, сближение представлений, почерпнутых из учебников, с жизненной действительностью происходит по-разному. Но суть остается одна: постигается не внешняя, внутренняя суть будущей профессии.

Думается, это проблема не только профессиональной подготовки молодого студента, но и формирования личности.

Итак, практика – главная тема этой полосы. Вот несколько мнений.
Роза ИВАНОВА


У ДОСКИ ПОСТОЯТЬ ПОЛЕЗНО

Из года в год перед началом 5 курса физгеографов и геоэкологов распределяют по школам. Не избежала этой участи и наша группа. Все в полной мере ощутили, каково по ту сторону класса у доски.

Из двух предложенных школ – 5-й и 49-й, - я выбрала последнюю. Кабинет географии в этой школе признан самым лучшим в республике, вдобавок она в двух шагах от моего дома. Всем геоэкологам «раздали» десятые классы (от А до Е), а наши одногруппники-физгеографы продолжали вести занятия у своих малышей. Класс мне попался самый сильный и активный - 10 А, и, к счастью, учительница географии Елена Михайловна оказалась их классным руководителем. Мой класс в основном состоял из дружных, веселых ребят, всерьез увлекающихся физикой и математикой.

Первые дни мы знакомились с ребятами, сидели у них на уроках, наблюдали, как Елена Михайловна ведет географию. Потом сами начали делать робкие попытки пообщаться с классом и проводить урок. К счастью, это оказалось совсем не так страшно, но серьезной проблемой была дисциплина. Ах, как нелегко заставить шумный класс читать параграф и отвечать на вопросы не подглядывая. Но со временем ученики начинают тебя слушать, относиться более серьезно, а в конце даже не хотят отпускать. Да и речь у практикующего учителя становится четче, а изложение материала увереннее. Полезно постоять у доски!

Ну, а какая же практика без внеклассных мероприятий? Мы повели свои классы в музеи Казанского университета. Ученики пошли с энтузиазмом: кто же не мечтает сюда поступить?

А еще мы организовали для школьников конкурс: им предстояло отправиться в «кругосветное путешествие», где в каждой стране их ждал сюрприз. Кроме смекалки и эрудиции, школьники состязались в умении собирать сумку, моделировать одежду, сервировать стол, общаться с помощью жестов…

Опыт, полученный в школе, непременно пригодится нам в дальнейшем!
Мария ШАМИЛЬ


СВЕТЛЫЕ МГНОВЕНИЯ ЭКСПЕДИЦИИ

Прошлым летом на факультете татарской филологии возродились экспедиции, которые, к сожалению, долгие годы не устраивались из-за финансовых трудностей. Так нам выпала счастливая возможность познать неизведанное.

На факультете было организовано несколько экспедиций в разные регионы: в Пермскую область, Марий-Эл, Астрахань и Курганскую область. О последней я и хочу рассказать.

Группа студентов во главе с профессором Ф.Юсуповым и доцентом О.Хисамовым выехала в Сафакулевский район Курганской области на диалектологическую практику. Ее целью было собрать материалы по диалектной речи, фольклору и этнографии сафакулевских татар. Нам, студентам, участвовавшим в экспедиции впервые, было интересно познакомиться с культурой и бытом сафакулевских татар. До этого времени мы знали о них только по книгам.

Жители этого края оказались очень гостеприимными и были рады встрече с соотечественниками из Татарстана. Несколько слов о самих сафакулевских татарах. Это название им было дано руководителем нашей экспедиции Ф.Юсуповым по итогам такой же экспедиции еще сорок лет тому назад. Информация о сафакулевских татарах внесена даже в Британскую энциклопедию под именем Safakul tatars. Живут они в нескольких деревнях и ведут обычную размеренную жизнь. К сожалению, в нынешних условиях численность этой народности уменьшается: ее представители ассимилируются с башкирами и русскими. И все же материалы, собранные нами, показали, что сафакулевские татары смогли остаться верными своим традициям. У них очень богатая культура и духовная жизнь. А наш приезд добавил им еще большей уверенности и оптимизма.

Мы ездили по деревням и собирали свадебные обряды, мифы, легенды, песни, записывали истории возникновения деревень. В свободное от работы время ездили на соленое озеро купаться. Две недели пролетели как два дня!

Экспедиция подарила нам незабываемые впечатления. Каждый проведенный там день останется в сердце светлым мгновением.
Ляйсан ШИГАПОВА

БЛИЦ-ОПРОС

Андрей Бояршинов, биофак, 5-й курс: Практика у нас, биологов, начинается уже после первого курса на биостанциях и зоостанциях КГУ. Всем курсом обитаем в лесу: до обеда экскурсии, после – практические занятия (делаем зарисовки, учим латынь). Мне кажется, что происходит настоящее погружение в природу. После третьего курса у нас бывает практика по лекарственным растениям. Мы делаем гербарии, определяем виды растений. Практика тем и хороша, что она не дает мне повода разочароваться в будущей профессии.

Екатерина Денисова, филфак, 5 курс: У меня преддипломная практика проходит в школе. Но для себя я решила, что после окончания университета туда не вернусь. Во-первых, по материальным причинам (уж слишком мала учительская зарплата), во-вторых, все слишком близко принимаю к сердцу и думаю, что долго не выдержу.

Аниса Мусина, доцент юрфака, руководитель практики: После второго курса юристы проходят учебно-ознакомительную практику в судах и прокуратурах, в Госсовете или в Кабинете министров РТ. Студенты знакомятся с ведением дел, могут быть помощниками юридических лиц. Преддипломная практика определяется темой дипломной работы. Безусловно, практика очень важна: студент может проявить себя в организации и его могут пригласить на работу.
Опрос провела Наталия ФЕДОРОВА, студентка факультета ЖС

     

© 1999-2005 Казанский государственный университет