N 20. Ноябрь 2006
архив
поиск
рассылки
о газете
свежий номер
содержание
пишите нам
ЛЮБОВЬ ИЛИ МЕЧ?

11 октября в кинотеатре «Магия кино» состоялся премьерный показ российского блокбастера «Меченосец» с участием исполнителя главной роли Артема Ткаченко и продюсера фильма Олега Гладченко.

По правде говоря, написать эту статью было сложно. Ну, никак не могла заставить себя сесть за комп. Наверное, потому, что очень уж сложно размышлять о Добре и Зле и давать оценку чему-либо. Как говорил герой повести Гессе Сиддхартха, «не положено мне судить об иной жизни!».

Разобраться в том, что происходило в жизни Меченосца (пусть даже вымышленной!), - значит применить к ней стереотипы мышления, моральные оценки, которыми нам забивали голову родители, школа, а позже мы сами выносили из своего опыта, из прочитанного, прочувствованного. Но кто скажет, что это и есть Истина? Да и существует ли она? Добро и Зло настолько едино, переплетено, что порой как бы застываешь перед этой загадкой жизни. Благими намерениями… В душе каждого из нас светлая и темная стороны присутствуют постоянно.

«Жизнь определяется выбором.
Мы можем выбрать Любовь или Меч,
А также миллион вариантов между ними.
Возможно, ты уже сделал выбор!»
(К.Дж.Джоул).

Исходя из принципа свободной воли, герой картины его сделал: Меч! Им он безжалостно карает всех, кто покушается на Любовь, встретившуюся на его пути. Так кратко сообщают рекламные проспекты о содержании картины, которую в инете называют «главным фильмом осени».

Действительно, за этот год я не помню другого фильма, что произвел бы на меня столь сильное впечатление. Одни критики его ругают, называя «российским комиксом», другие пытаются увидеть в нем «философскую притчу», третьи откровенно смеются над эпатажными сценами, демонстрирующими мистическую силу героя.

Кто прав? Правы все. Если разобраться, люди спорят о собственных предпочтениях и точках зрения. «Каждый видит мир через цвет своей ауры». Один увидит в фильме агрессию и жестокость. Другой задумается о Любви - самой мощной силе на земле! - и всем сердцем посочувствует героям, которым жизнь преподнесла такой щедрый дар, независимо от того, добры они или злы, праведны или неправедны.

Да, в «Меченосце» много крови, жестокости. Но не в угоду ли кассовости, законам жанра, прихоти массового зрителя создатели фильма включили в него столь шокирующие сцены? Хотя следует отдать должное: сведущие люди находят техническую сторону блокбастера безупречной. Знаешь, что так не бывает (разве что в вероятностной действительности, созданной мыслями героя), но - цепляет! Частота моих сердечных сокращений во время просмотра встревожила бы любого доктора.

«Смотреть ваш фильм - все равно, что заниматься мазохизмом», - сказала я на пресс-конференции главному герою Артему Ткаченко. - Разве не мазохизм заглядывать внутрь себя, серьезно задумываясь об основах жизни?

Так о чем же этот фильм?

Человеческую драму героя Саши блестяще сыграл 24-летний актер Артем Ткаченко. Знает ли он, что талантлив? Настолько, что даже сама Чулпан Хаматова (Катя) воспринимается не более чем статистка. Согласитесь: передать характер героя с помощью реплик, текст которых занимает всего одну страницу, - задача не из легких! И, на мой взгляд, Артем нашел точные выразительные средства.

И все же поведение Саши недостаточно (или сознательно?) мотивировано. Ведь немыслимым кажется объяснение: «Я убиваю. Мне очень жаль. Но у меня было трудное детство». Отсутствие любви в детстве героя может показаться оправдывающим обстоятельством. Но разве он не был укутан, как одеялом, материнской любовью?

Признать власть обстоятельств - значит признать, что они сильнее нас, самому сделаться куском глины в руках судьбы, стать слабым и беспомощным. Герой не готов взять на себя ответственность за то, что происходит с ним, а потому, наверное, и не может достичь совершенства в любви, даже когда встречает Ее.

Его - боятся! Он - не любим! Еще мальчишкой Меченосец жестоко страдает от своего всесильного дара, который, возможно, затем-то и дан ему, чтобы защищать тех, кто нуждается в помощи. Есть в фильме объяснение причин поступков Саши. Это - противодействие жестокости похотливого бомжа, пытающегося завладеть девочкой, молодых самцов, испоганивших встречу с давней подругой, отчима, избивающего на глазах сына его мать. Но, заметьте, карающий меч героя не падает на других персонажей, если они не представляют угрозы.

Однако, постоянно ожидая агрессии со стороны окружающего мира, Саша невольно сам становится «жертвой» этой агрессии, жертвой неких мистических сил. Если бы в его сознании существовала идея Любви, с ним ничего «злого» не могло бы произойти. Стало быть, идея Зла, а не Любви живет в сознании несчастного героя.

Любовь пришла к нему слишком поздно. Тогда, когда гнев и ненависть уже пропитали сердце. У нее нет будущего. Ибо Любовь и Зло - несовместимы!
Роза ИВАНОВ

© 1999-2006 Казанский государственный университет