N 20. Декабрь 2005
архив
поиск
рассылки
о газете
свежий номер
содержание
пишите нам
УНИВЕРСИТЕТ ОКНАМИ В ЗАВТРА

Прошел год, как Казанский университет отметил свое 200-летие.
12 месяцев - достаточный срок для определенного результата. О том, с чем коллектив вуза пришел к своему очередному дню рождения, о новых целях развития на торжественном заседании в Актовом зале рассказал ректор КГУ М.Салахов.
Вот основные положения этого доклада.


О нашем месте в истории
В выступлениях Путина, Шаймиева, Назарбаева, других видных политических деятелей, прозвучавших во время празднования тысячелетия города, был особо отмечен вклад нашего университета в становление и развитие Казани как признанного научного, образовательного и культурно-просветительского центра Поволжского региона, всей страны в целом.

Казанский университет заслужил такую высокую оценку, и мы по праву гордимся своей историей. Но надо еще и хорошо ее знать. В рамках юбилейной издательской программы, которая все еще продолжается, нам удалось более основательно, чем это делалось ранее, воссоздать историю университета - от становления и развития научных школ до повседневной жизни студентов и преподавателей в различные периоды деятельности нашего учебного заведения. Особое значение обновленный образ университета имеет для новых поколений студентов и молодых ученых.

Об актуальных и важных вещах
Подготовка к юбилею университета, наша информационная активность в связи с этим событием, без сомнения, способствовали повышению престижа Казанского университета, его привлекательности в качестве делового и культурного партнера и для крупных отечественных научно-производственных структур, и для ведущих научно-педагогических центров зарубежных стран, включая ведущие мировые державы. Повсеместно ощущается повышенное внимание к нашему университету.

Мне, как ректору университета, а теперь и председателю Совета ректоров вузов Республики Татарстан, часто приходится участвовать в работе съездов, конференций, различных совещаний, посвященных вопросам развития научно-образовательной отрасли, модернизации экономической сферы. Как правило, предоставляется возможность выступить от имени университета, высказать нашу позицию по принципиальным вопросам.

В результате совместных действий коллектива нашего университета, руководства республики и города, а также поддержки со стороны Правительства Российской Федерации удалось решить достаточно эффективно целый ряд задач развития университета как в сфере материально-технической, так и в научно-педагогической области. Эти весомые достижения и служат надежным подкреплением позиций Казанского университета в отечественной и мировой корпорации университетов.

О приоритетах
Изменились стоящие перед нами цели. Современная ситуация российских классических университетов характеризуется прежде всего тем, что они должны обозначить свое место в процессах модернизации образования - первостепенной общенациональной задачи. Научно-образовательная система втягивается в полосу преобразований постепенно. Решающие шаги еще не сделаны, но они неизбежны, в том числе по пути официального ранжирования вузов со всеми вытекающими отсюда последствиями.

В настоящее время наше отраслевое министерство рассматривает в качестве определяющего для себя документ «Приоритетные направления развития образовательной системы», одобренный 9 декабря 2004 года на заседании Правительства России. Выделено 5 таких направлений, их общий знаменатель - существенно поднять уровень вузовской науки.

В выступлениях Президента России В.Путина, министра образования и науки А.Фурсенко, других руководителей не раз подчеркивалось, что первоклассная подготовка студентов и аспирантов возможна лишь при всестороннем развитии фундаментальной науки. Нужно сдвинуть с мертвой точки вопрос притока в науку молодежи, дать ей возможность продуктивно заниматься исследовательской деятельностью.

Что следует ждать?
Уже с 1 января 2006 года вступают в силу новые критерии аккредитации в вузах. Главной целью изменений стала необходимость увеличить показатели вузов по научно-исследовательской деятельности. Причем самые высокие критериальные значения установлены для университетов, чуть меньше они - в академии и в институте.

О необходимости перемен нам, представителям фундаментального образования, хорошо известно. Происходит снижение и без того невысокой активности вузов в области науки. Один из путей исправления ситуации - усиление конкурентных, конкурсных начал в системе высшего образования.

О наших достижениях
Минувший год показал, что наш коллектив способен ставить и решать крупные вопросы в новых организационно-хозяйственных условиях.

Одним из наших самых крупных достижений в масштабах Российской Федерации явилась победа в конкурсе, который проводился в рамках Федеральной целевой научно-технической программы (ФЦНТП) «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники». По его результатам получен значительный грант на создание Регионального центра коллективного пользования физико-химических исследований веществ и материалов (РЦКП ФХИ). Конкурс был очень трудный, напряженный. Всего в стране образовано 12 таких центров, в числе которых только 4 университета: МГУ, Ростовский, Стали и сплавов и КГУ. Мы получили одну из самых больших сумм - 150 млн., МГУ - 160, остальные - 70 и 60 млн. рублей.

ЦКП - это не просто деньги на оборудование, а развертывание экспериментальных исследований с выходом на инновационную деятельность в масштабе всего региона и с участием наших академических инвесторов. Организованный на базе нашего университета ЦКП - это еще одно признание его роли и места в науке и образовании.

На этой же линии - и другие наши достижения: 70 млн. немецкого гранта на условиях кредита на оборудование. Кроме того, выиграны гранты на создание НОЦ по лингвистике и биотехнологиям, гранты ведущих научных школ. Можно сказать, что в университете закладывается целая программа на будущее развитие науки.

Новые цели развития университета
Назрел вопрос о разработке плана стратегического развития университета, определения перспективных направлений его движения. В современных условиях для конкурентоспособности КГУ на рынке образовательных услуг необходимо четко и ясно определить цели развития университета, выявить «болевые» точки, наметить пути достижения поставленных задач. На решение указанных проблем должна быть направлена стратегия развития университета. Это очень большая и серьезная работа, которая потребует привлечения значительных сил преподавателей и ученых.

Полагаю, что свое слово должен сказать здесь Ученый совет университета. В плане стратегического развития КГУ, очевидно, должны быть перечислены основные стратегические приоритеты, намечены основные цели, стоящие перед университетом, и механизмы их реализации. Может быть, с этих позиций надо по-новому посмотреть на один из наших главных документов - «Миссию университета», содержание которого должно отразить новые условия и задачи.

     

© 1999-2005 Казанский государственный университет