№ 1 (2493). Февраль 2010




Содержание
Возврат
  на редактирование
Из неопубликованного







  Год учителя  


«Поэта может вдохновить самая прозаическая тема...»

Серию публикаций нашей новой рубрики открывает материал о доценте филфака А.Скворцове.

- Артем, ты стал одним из победителей Конкурса грантов для молодых преподавателей Благотворительного фонда В.Потанина - третий год подряд. Наша газета поздравляет тебя, и нам хочется, чтобы ты рассказал нашим читателям, что это значит - быть молодым преподавателем.

Думаю, имеет смысл разделять преподавателей не на молодых и не очень, а на начинающих и опытных. И мне кажется, понятие «молодой» по отношению к преподавателю - скорее, внутреннее. Если с годами не теряешь интереса к делу - значит, ты молод.

- - Есть ли у тебя любимый курс из тех, которые ты читаешь?

- В каждом предмете можно найти свою изюминку, но мне ближе те, где много материала по поэзии, в частности спецкурсы по современной русской поэзии и по стиховедению. Очень люблю и «Введение в литературоведение», так как это интереснейший базовый филологический курс.

- В последнее время многие преподаватели стараются применять инновационные технологии в обучении студентов. Широко используется Интернет, например. Возможны ли технические инновации в филологии и что они из себя представляют?

- Не могу отвечать за всю филологию, но в литературоведении электронная система поиска информации, компьютерные базы данных и программы, позволяющие проводить статистический анализ текста, сильно упростили рутинную сторону научной работы. Теперь не нужно печатать на машинке, а то и писать от руки. Вспомогательные процессы исследования протекают значительно быстрее. Это колоссальное высвобождение времени и творческой энергии. Но, как и прежде, главным инструментом филолога остается его собственная голова. Техника способна помочь ученому, заменить его она не в состоянии.

- Любишь ли ты принимать экзамены? И как ты оцениваешь уровень подготовки нынешних студентов?

- И студенты, и экзамены бывают разные. С одной стороны, на любом потоке есть свои «звездочки». С другой - не могу не отметить снижение эрудиции, начитанности студентов. Но вообще, когда возникает желание посетовать на их уровень подготовки, полезно бывает перечитать рассказ Чехова «Скучная история». Там главный герой, университетский преподаватель с большим стажем, рассуждает о студенчестве конца ХIХ века: «...нынешние студенты не лучше и не хуже прежних».

- Некоторые любители современной русской литературы знают тебя как критика. Что это - продолжение профессии филолога или отдохновение от научных трудов?

- В критику я пришел не сам, меня туда пригласили: однажды поступило предложение написать рецензию об антологии новейшей русской поэзии для «Вопросов литературы». А дальше все пошло само собой. Но профессиональным критиком становиться не хочу, да и не сумею, для этого нужны способности к многописанию, у меня их нет. Мои немногочисленные критические статьи - именно продолжение филологии, только в неафишируемом и более популярном виде.

- Областью твоих интересов является современная поэзия. О ком из поэтов ты пишешь сейчас?

- Сейчас завершаю докторскую диссертацию о творчестве трех современных авторов - Сергея Гандлевского, Алексея Цветкова и Олега Чухонцева. Это одни из лучших поэтов наших дней, пишущих по-русски. А Чухонцев, на мой взгляд, вообще автор уровня Боратынского и Ходасевича, Нам повезло, что мы живем в одно время с таким поэтом.

- Какой ты видишь современную поэзию? Куда она движется? Развивается ли она «по спирали» либо «ходит по кругу?»

- Масштабный вопрос! Коротко на него ответить непросто... Но попробую. Современная поэзия исключительно разнообразна. В то же время выдающихся авторов, как всегда, не сто и не двести. Я бы сказал, что их не больше десяти. И в основном это представители старшего поколения. Конечно, благодаря отдельным творцам, искусство развивается. А масса пишущего народа действительно в каком-то смысле ходит по кругу. Это происходит оттого, что люди слабо представляют себе традицию и не интересуются деятельностью коллег-современников. В такой ситуации даже талантливый человек, но с узким кругозором неизбежно топчется на месте и в лучшем случае изобретает велосипед.

- Есть мнение, что поэт должен писать стихи и «высоко парить над проблемами быта», а все «земное», в том числе «трудодни», интересовать его не должно. Разделяешь ли ты такие взгляды?

- Категорически не разделяю. Они легко опровергаются историей поэзии: Державин и Вяземский занимали высокие государственные посты, Тютчев служил дипломатом, Случевский редактировал правительственную газету, Фет всерьез занимался сельским хозяйством. А уж о чем только поэты не писали!.. Ведь в искусстве важнее не «что», а «как». Поэта может вдохновить самая прозаическая тема - перелицовка старого пиджака, например, а в итоге получается лирический шедевр. Но в то же время мы часто встречаем графоманские стихи, где высоким слогом говорится о возвышенных предметах. Не в материях дело, а в таланте, знаниях и вкусе пишущего.

- При твоем непосредственном участии в последние годы были организованы приезды в Казань поэтов Сергея Гандлевского, Алексея Цветкова, Бахыта Кенжеева, Льва Рубинштейна, Ивана Волкова. Казанцы имели редкую возможность услышать их, прикоснуться к сегодняшнему дню русской поэзии. Планируются ли еще такие встречи в университете?

- Да, надеюсь на визит замечательных авторов - Ирины Ермаковой и Максима Амелина. Максим уже был у нас и выступал с чтением стихов и с лекциями - он также переводчик и издатель. А вот с Ириной казанская публика еще не знакома. Очень хотелось бы посодействовать и приезду Олега Чухонцева, но это не так просто.

Беседовала Алена КАРИМОВА
Фото Алии Галимуллиной